Головна » Статті » СОЦІОЛОГІЯ

Игры в неформалов

Субкультура — это много людей, одинаково не таких, как все.

Время от времени приходиться возвращаться к старой избитой теме: кто такие неформалы и что такое субкультуры. Делать это в общем надо раз хотя бы в пять лет, собственно для подрастающего поколения, дабы помочь определится who is who в этом большом количестве непонятных формулировок и определений. Самое главное, товарищи – помнить, что такое вот страшное и пугающее определение, как неформалы — всего-навсего определение социальной группы, или, иначе говоря, общее название для представителей различных субкультур происходит от словосочетания «неформальные объединения». У каждого объединения есть своя лексика, культура история и прочее, что в своей совокупности дает общее понятие «субкультура», а ней, по факту, является вообще всё, что не «доминирующая» культура. То есть, мужики, которые рубятся в домино во дворе или бабушки у подъездов — тоже образуют субкультуры.



 Большинство современных субкультур берёт своё начало в неформальных структурах, которые прошли все стадии развития, и перешли на новый этап. Теперь людей в них объединяет нечто большее, чем просто интерес к предмету, появляются общее мировоззрение, стиль жизни и другие черты «обычной» культуры.

Наиболее ярким примером являются «молодёжные субкультуры», их главная фишка в том, что они выделяются на фоне масс своим экстравагантным внешним видом и вызывающей жизненной позицией. Это юные бунтари, которые смотрят на тех, кто не с ними и прочих, как на стадо. Однако при этом в силу каких-то причин они не могут полностью отказаться от ценностей традиционной культуры и огородиться от внешнего мира. Особенно это касается школоты, у которой, фактически, нет никаких прав и свобод выбора и действий. Они вынуждены находиться в обществе нормальных людей, которые их не понимают, из-за чего испытывают постоянное чувство дискомфорта, и вообще ненавидят традиционный образ жизни и стремятся его уничтожить.

Несмотря на название, «молодёжные субкультуры» имеют свойство стареть со временем. Для того чтобы не умереть, им необходимо постоянно искать свежую кровь, что в принципе не так уж сложно. Принадлежность к молодёжной субкультуре в подростковый период — это вполне нормально, ибо гормоны играют.

Существуют две основные причины массового притока народа в молодёжные субкультуры — это юношеский максимализм, следствие переходного возраста со все тем же отчаянным непринятием системы. Годам эдак к пятнадцати среднестатистический человек насмотревшись MTV и передач про политику, но при этом ничего в увиденном не понимая, осознает, что жизнь — дерьмо, а общество может только плодить быдло. В поисках иного жизненного пути можно либо стать героем, либо смириться и стать как все, либо потянуться в компанию таких же и присоединиться к «борьбе за свободу».

Приобщение к субкультуре начинается с сознательного или бессознательного копирования жаргона, манер поведения и даже вкусов, которые считаются «тру» в данной тусовке. Субкультура дает ребенку то главное, чего весь остальной мир дать не может — социальный статус. Естественно, в подсознательной погоне за статусом, в группе всегда будут попытки стать доминирующей личностью, отсюда постоянная борьба и стычки с другими субкультурами или же (в большинстве случаев) внутригрупповые конфликты которые  приводят к дроблению тусовки и затяжным выбросам негатива в соцсетях.

Неформалы – это  та социальная среда, которую в основном пытались ангажировать, и которая так и не была инкорпорирована ни в один из политических проектов, и это далеко не однородное движение, но надо признать, что оно обладает задатками внутренней солидарности и стилистической узнаваемостью. В теории представители каждой из субкультур яркие личности с креативным мышлением, их мировосприятие отличается от общепринятого большинством, но яркая харизма сглаживает острые грани. Что же видят граждане на улицах своих городов? В большинстве случаев – молодежь, которая ведет не совсем здоровый образ жизни, которая при попытке самоидентификации теряется в понятиях, не знает элементарного хотя бы о своей субкультуре или, путаясь в терминах и концепциях, несет чушь, которую так любят записывать журналисты желтой прессы, готовя новую липовую сенсацию. Возникает вопрос - как так, где тут кошка зарыта? - но ничего удивительного в этом нету. Просто вы видите перед собой не неформала, а всего лишь дубль, перенявший внешнюю атрибутику. Знакомьтесь, это Позеры — индивидуумы, причисляющие себя к некоторой субкультуре, однако способные лишь перенять её внешние отличительные признаки. Позеры - основные клиенты магазинов всевозможной рок или хип-хоп атрибутики, из одежды чаще всего предпочитают дешевые дубли прикидов их музыкальных кумиров или же шаблонный формат который закреплен за определенной субкультурой, на футболках — низкокачественные принты с модными, по их мнению, группами или символами, тряпичные рюкзаки с названиями групп, утыканные значками и шипами, исколотые булавками, обшитые нашивками с изображениями различных групп. Большое количество символов кельтики, изображений доктора Ге Вары, всевозможные пацифики и анархии вперемешку с пентаграммами различных калибров, хотя никакого отношение к каким видам оккультных наук они отношения не имеют, борцами за мир и анархистами не являются и чаще всего даже не знают значения данной символики.

Феномен позера заключается в том, что он заранее решает для себя, что в силу объективных для него причин, он не может достичь желаемого единения с выбранной субкультурой, но достичь всё равно хочет и поэтому пытается добиться искомых целей какими-то сверх извращёнными способами, из-за чего выглядит смешно и нелепо. Всё это выдает истинные цели позера: ему вовсе не нужна субкультура, ему нужны респект и уважуха, которыми, как ему кажется, обладают олдовые представители субкультуры. Так выглядит легкая форма позерства, но есть и сложные случаи их принято называть

Говнарство. Его иногда даже пытаются выделить в отдельную субкультуру, хотя на самом деле это всего лишь самый распространенный подвид позера обыкновенного. Представителей сего подвида зачастую именуют говнарь (обрыган) — любитель коммерческой подростково-ориентированной псевдо хип-хоп, рок, панк музыки. Как правило, говнари являются школьниками, учащимися среднетехнических образовательных заведений или студентами первых курсов, но некоторые остаются говнарями до глубокой старости. Типичный говнарь противопоставляет себя «толпе», считает себя нонконформистом и уникальным человеком — несмотря на то, что говнарей огромные толпы и все они одинаковые. Свою культурную базу они набирают из средств масс-медиа, которые в большинстве случаев срабатывают как кривое зеркало в передаче информации. Поверхностность понимания предмета и общая ограниченность мышления приводит к формированию вполне определенных ценностей, которые мало чем отличаются от ценностей тех же гопников. Неформальное движение они рассматривают в первую очередь лишь по музыкальному признаку. Больная тема абсолютно любого говнаря — коммерческая музыка. Ненависть к коммерции и попсе прививается говнарям, в том числе и непосредственно музыкальными группами, у которых нет ни таланта, ни возможности пробиться в широкие массы. Хотя все музыкальные группы, созданные говнарями, изначально имеют коммерческую подоплеку. Интеллект говнаря не в силах осмыслить то, что борьба против сложившийся массовой культурной системы не выражается в отрицании самофинансирования за счет музыки или иного творчества. Свои убогие музыкальные предпочтения они возводят в статус политической борьбы, что зачастую приводит к конфликтам в их среде по музыкальному признаку, иногда заканчивающимся нанесением физических увечий оппоненту. Возможно, в этом виноват возрастной контингент, приходящийся на вековой отрезок 14-20 лет. То есть тот период жизни, когда подросток находится на обеспечении своей семьи. В большинстве случаев данный психологический рецидив проходит лет до 25, как и увлечение неформальными субкультурами, в связи с изменением основного образа жизни. Говнарство — сообщество низкокультурных как в музыкальном плане, так и в плане общей эрудиции людей. Для говнарей характерна любовь к массовым скоплениям себе подобных, только в большой толпе они воссоздают типичную для себя среду обитания, заглушая подростковые или социальные комплексы. На улице, подогретые алкоголем вперемешку с энергетиками, они ведут себя агрессивно и вызывающе, опираясь на свое численное превосходство, но стоит лишь на глазах всей толпы надавить на одного-двух, они разбегаются по подворотням подобно стае бездомных собак. В реальной жизни «борьба и протест» говнарей заключается в загаживании общественных мест, нарушении спокойствия и распитии спиртного,  в соцсетях они ведут себя агрессивно, часто используя ненормативную лексику в коммьюнити так называемых «цивилов», или в своих группах, попавшись на простейший тролинг.

Если говнарство - это спонтанный вид проявления позерства, от которого страдают все субкультуры без исключения (в свое время сильно пострадали готы, культуру которых позеры почти свели к нулю), то за последние 10 лет мы можем наблюдать, как на пересечении нескольких модных среди молодежи формаций появляются новые субкультурные течения, в основе которых тоже лежит позерство, но, в отличие от субкультур и контркультур, появившихся в период 60-80 годов 20-го века, без социальных факторов. Совсем недавно общественность пережила шок под названием эмо (emotion — эмоция). В 80-е словом «эмо» называли несколько андеграундных хардкоровых групп, формата Rites of Spring и Embrace. Название «эмо» прижилось из-за того, что они стали петь о личных переживаниях и эмоциях, за что в шутку назывались в тогдашних фензинах emo-core (эмокорщиками). Слушатели тогдашнего эмокора от прочих хардкорщиков ничем не отличались. Они не ходили в модном ексентричной одежде и могли реально дать в табло или разнести торговый квартал к нынешнему «эмо» те восьмидесятники относятся менее чем никак. В конце 90-х название кто-то подхватил и приклеил к новой молодёжной субкультуре. (Вариантов кто и зачем создал искусственно данную субкультуру множество). Кто такие эмо и какая у них культурно-социальная платформа, до сих пор неизвестно. Даже в современной эмо-среде постоянно ведется полемика о том, что же считать этим самым эмо. Связано это с тем, что в отличие от других субкультур, современное «эмо» возникло на пустом месте. Сначала придумали модный имидж, потом под этот имидж придумали субкультуру с ворованным названием, и наконец, подогнали под это название группы, которые у этой субкультуры популярны. Поэтому у каждого эмо список эмо-групп свой, причём половина из них даже не подозревает, что их занесли в эмо. Большая часть групп, продаваемых под ярлыком «эмо», спокойно может быть помечена и другим тэгом: пост-хардкор, поп-панк, металкор, инди-рок. Самая культовая группа движения Tokio Hotel, хотя чисто по музыке это обычный MTV попс. Вероятно, это связано с внешним видом вокалиста группы — Билла Каулитца, которого также трудно отличить от девушки.

Стереотипная причёска эмо — косая, рваная чёлка до кончика носа, закрывающая один глаз, а сзади короткие волосы, торчащие в разные стороны. Чаще чёрные и неделю не мытые, слегка сальные. Девушки носят много цветастых заколок на голове и одеваются чуть ярче и вызывающе, чем парни. Что характерно для одноклеточных эмо, emo-boy ничуть не отличается от emo-gerl, как по стилю, так и по внешнему виду в целом. Эмари (по аналогии «говнари», emo-kids) проводят своей досуг, так же как и говнари, ограничиваясь распитием алкоголя и бессознательным сбиванием в толпу. Имея внешний вид особей нетрадиционной сексуальной ориентации, emo-kids часто стают жертвами агрессии со стороны футбольных фанатов, гопников, панков или бонхедов.

Большинство представителей эмо культуры любят утверждать, что они вовсе даже не эмо, а просто имеют свой собственный стиль, ненавидят позеров и считают таковыми всех, кто выглядит как эмо, кроме самих себя. Эмо в очередной раз доказали, что мода на субкультуры существует и функционирует.

Еще один вид социального расстройства появилось благодаря эмо. Анти-эмо — гипотетическая контркультура, основанная на всеобщей нелюбви различных частей общества к альфа-эмо. Поголовье анти-эмо в геометрической прогрессии генерируется, конечно же, убогостью самой псевдокультуры эмо, но так как представители анти-эмо принадлежат к движениям хоть и чуть менее, но тоже убогим, то эпических персонажей хватает с обеих сторон баррикад.

Любопытен тот факт, что анти-эмо мужского пола большую неприязнь питают к emo-boys, подчёркивая свою толерантность по отношению к emo-girls, и напротив, негатив анти-эмо женского направлен на представительниц эмо культуры своего пола. Яркое выражение своей нелюбви к эмо, вероятно, позволяет определенным индивидуумам автоматически возвышаться в собственных глазах.

Также на эмо хорошо заработали пресса, государственные социальные службы, психологи и правоохранительные органы. К примеру, в Росси с эмо пытались бороться на государственном уровне, что со стороны выглядело очень смешно. Но со спадом интереса к подростков к данному явлению ажиотаж борьбы то же поутих. Так же как в свое время интерес к таким неформальными движениями как готы или скинхеды. А сколько волнений было по этому поводу, желтая пресса исписала рулоны бумаги, много умных дядек и теток, изучавших «такие странные явления» среди подростков, защитило по докторской степени. А в то же время тихонько в тени суицидальных эмо взрослела другая субкультура, на которую никто и внимания не обращал, ведь ее представители вели себя тихо и незаметно. Но вот произошло, что и должно было произойти – по ненадобности старые увлечения были отброшены позерами, они нашли себе новый стиль и образ жизни увеличив собой небольшую, но нездоровую формацию. На место эмо-кидов приходят новые зверушки. Знакомитесь это indie-kids они же хипстеры (термин, образованный от жаргонного «to be hip», что переводится приблизительно как «быть в теме»). Они не вскрывают себе вены, как эмо, не гуляют по кладбищам, как готы, не несут в себе социальной агресси как панки и скинхеды. Но молодежная субкультура хипстеров опасна другим - потерей личности и заменой ее на вещи, аксессуары и модные тренды. Этим людям ничего не нужно, они не способны создавать, придумывать, изобретать. Они хотят сидеть в кофейнях и обсуждать одежду, журналы, чем-то напоминая гламурных блондинок. Если провести параллель то хипстеры это те же стиляги только в 21 веке – вечная погоня за «винтажем» и стилем, а в итоге получаем поколение потребления, не имеющее собственного мнения и вкуса. Для них формой социального существования становится именно пустая "трата времени", spending time ("времени вообще не существует"), поиск необычных развлечений, диапазон которых весьма разнообразен, и себе подобных, а в итоге – уход в свой мир, оторванный от окружающей реальности. Если внешний объективный мир, претендующий на аутентичность и основательность, признается игрой, то возникает соблазн ответить адекватным пассом. Взамен предлагается другая, собственная игра, которая на самом деле есть ничто иное, как шутовская маска подлинной серьезности. Подобных субкультур на западе достаточно много, особенно, если принять во внимание, что индивидуализм там возведен в ранг культа. Причем там этому никто не удивляется – есть, так есть, как и тысячи подобных "модных" трендов. Со временем выйдут из моды и канут в Лету, как было не раз во все времена, и капиталистическое общество потребления с успехом и с комфортом продолжит загнивать который век подряд.

На самом деле слово "хипстер" уже приобрело социальную значимость, это уже как "футурист" или "реалист". Это уже устоявшееся движение молодого поколения, которое обросло своими символами и знаками (треугольник, олень, сова).

Хипстеры - молодежная субкультура, основу которой, так же как и у эмо, составляет внешний вид и определенные аксессуары, по наличию и отсутствию которых они оценивают достойность окружающих. Это первая в истории Запада молодежная субкультура, которая ни к чему не стремится. Данную субкультуру в большинстве представляют обеспеченные молодые люди (или косящие под таковых), интересующиеся альтернативной музыкой, артхаусным кино, заумными видами элитарного искусства и культуры. Пересекаются по персоналиям с субкультурами DIY, афа, веганами, sXe. Это современные снобы, формирующие свои предпочтения исключительно на основе того, что какие-то вещи или произведения искусства похвалили представители элиты в их понимании. Хипстеры ходят исключительно на те выставки и кинофильмы, которые признал хорошими какой-нибудь авторитетный модный источник. Они искренне считают себя одаренными интеллектуалами и индивидуальностями, хотя являются точными ксерокопиями друг друга, и в принципе не способны придумать что-то сами. Обычно субкультуры объединяет, в первую очередь, какое-то общее восприятие мира или увлечение, а хипстеров объединяет внешний вид - одежда и аксессуары.

Кстати о питании, ведь сейчас "по хипстеру" питаться овощами или просто гармоничной и полезной пищей, так же достаточно распространен в этих кругах отказ от курения и алкоголя. А как же тонны одинаковых картинок заливаемых в сеть? Вас это злит? Но ведь картинки то эти, красивые и гармоничные, они воспитывают в молодых не окрепших умах чувство цвета, композиции и в конце то концов вкуса.

У каждого уважающего себя хипстера есть набор вещей, которые он возводит в ранг предметов культа, поклоняется им и горд их обладанием, при всяком удобном случае стремится подчеркнуть свою принадлежность к элитным слоям общества, то и дело невзначай доставая эти вещи либо заговаривая о них в личных беседах или множественных блогах. Очень важным атрибутом хипстеров есть страшно модный пленочный фотоаппарат, что обустроен примочками вроде большого количества объективов и громадной вспышки. При этом фотографировать не умеют, а шедеврами фотоискусства считаются черно-белые кадры с размазанной резкостью. В одежде предпочитают узкие джинсы, классические брюки ярких цветов, майки с принтом, где обычно изображены смешные фразы. Классические стрижки а-ля боб, каре, использование лаков и воска для волос, нарочитая небрежность, волосы, собранные в пучок являются неотъемлемым атрибутом. Обувь – несмотря на время года и погоду это кеды - желтенькие, зелененькие, оранжевенькие и желательно под брендом Converse, объёмные шарфы. Образ хипстера заканчивают очки в толстой пластиковой оправе.

Хипстеры обеспечены. Вот в чём секрет их апатии. Им не за что бороться, некого свергать. Тут как в песне, бабло побеждает зло. Пластмассовый китайский ломокомпакт окупается в производстве несколько раз и стоит отнюдь не дёшево. Молескин – самые дорогие блокноты из доступных. Шмотки – вообще отдельная статья, мода хипстеров это огромный рынок, и подростки обоих полов готовы до последней тряпки скупать новые поступления.

Каждый настоящий хипстер - жертва рекламы, его мозг порабощен брендами. Хипстеры покупают «яблочную» продукцию(Apple), чтобы все видели, что они обладают вещами элитного бренда. Из-за дороговизны объектов многие малоимущие хипстеры приобретают бывшие в употреблении гаджеты, иногда со значительными дефектами, потому что им важна не функциональность, главное стиль.

Идеология хипстера – «мне всё по барабану, я вижу всё исключительно через призму своего внутреннего мира». Поэтому хипстеры склонны к романтике.
В итоге, почти все хипстеры хотят получить высшее образование, зашибать как минимум десятку в месяц и не париться. Вот так и пройдёт вся эта унылая лабуда про цветные ленточки и сверхчувственное мироощущение, которое редко способно удивить, настолько предсказуемой стала вся эта инди-эстетика. Хипстеры – пустышка, так же как и эмо. На наших глазах появился новый феномен – субкультуры без всякого порыва, движения, цели. Субкультуры сами по себе. Субкультуры обеспеченных и сытых. Субкультуры с идеологией накопления каких-то благ, мерчендайза и бесцельным пожиранием эмоций.

В моральном плане хипстеры это в первую очередь снобы, во-вторых яппи, в классическом понимании этих терминов, они открещиваются от принадлежности к неформальным субкультурам, ибо разные там металлисты и панки – несусветное быдло, а они интеллектуальная элита. Хотя при этом они варятся в неформальной среде. Такое сочетание наглости с глупостью привело к отсутствию взаимопонимания с другими субкультурами. Казалось бы, хипстеры - обычная современная молодежь, и что в них такого? Их можно любить, можно ненавидеть - это личное дело каждого. Но давайте всё же обратимся к истории: в своё время такое же отношение было ко всем подобным терминам: стилягам, хиппи, эмо. По сути ничего не изменилось, и общество продолжает отвергать тех, кто чем-то отличается от основной массы, да и свежепоявившиеся субкультуры, как правило, негативно воспринимаются уже ранее сформированными или наоборот. В свое время панк-мир отрицал hard-core, как до того была гонима и сама панк-культура. Хипстеры – меньшее зло, которое могло зародится среди субкультур. В отличие от эмо хипстеры имеют свое самоназвание, ценности и музыку, которая характеризирует данное движение - indi-rock (от англ. сл. independent – независимый). Это не своеобразный отдельный стиль музыки, а обобщающий термин для широкого диапазона музыкантов и стилей, имеющих некоторое отношение к рок-музыке. Понятие, кстати, пришло из бурных  панк-семидесятых годов, когда развивалась концепция DIY. В большинстве случаев, в современном мире это унылое бездарное нечто с намеком на интеллектуальность. Понятие «indi» нередко ассоциируется с представителями с группами Radiohead, Modest Mouse, The Killers, Franz Ferdinand— которые добились существенного коммерческого успеха, поставив тем самым под сомнение правомочность термина «indi» как «сугубо некоммерческой» музыки. В отличие от говнарей и эмо хипстерам мало внешней антуражности и простой социальной платформы, они хотят быть эксклюзивны во всем, начиная от одежды и закачивая способом мышления. Каждый хипстер хочет стать признанным мастером творческой профессии (писателем, журналистом, художником, фотографом, клипмейкером, музыкантом). Естественно, по причине творческой несостоятельности, это не удается большинству из них. Но идеология не исчезает, поэтому если хипстер продавец - то только в магазине модных шмоток или книжной лавке. Если официант - то в уютненькой кофейне или богемном клубе. Либо же графоманствует, в каком-нибудь интернет-издании. В отличие от большинства субкультур хипстеры очень читающие. Все хипстеры читают книжки «контркультурных» писателей, в их среде популярны современные раскрученные авторы Браун, Мураками, Коэльо и т.п. Также они не обходят своим вниманием и кинематограф, посещая сеансы «неформатных» фильмов режиссуры по типу Марио Бава. В целом здесь, как и везде, у хипстеров действует стадный инстинкт. Делают так не потому, что действительно интересуются всем этим, а потому, что хотят быть похожими на тех, кто интересуется, и не выбиваться из толпы последователей. А это дело неблагодарное и бесполезное, как имитация таланта. Ничего из увиденного и прочитанного не воспринимается и не понимается, лишь служит поводом сказать в компании себе подобных. Конгломерат пассивных личностей, явных потребителей, которые привыкли делать то, что им говорят, которые могут только запоминать и воплощать чужие идеи и готовы все отдать за очередной модный аксессуар. Сладкая мечта любой структуры или корпорации у власти. Да и сколько работы для социальных служб – снова можно получать деньги за воздух. Обществу нужен враг, нужен козел отпущения. Конечно, дети вырастают пустоголовыми потому, что связались с плохой компанией, а вовсе не потому, что папу-маму им с младенчества заменил компьютер и TV. Никто не может признать: я плохой родитель, поэтому у меня вырос плохой ребенок. Нет, все проще: моего хорошего ребенка испортили плохие неформалы. И все - ответственность с себя снята. Раньше призывали родителей спасать детишек от влияния сумасшедших ролевиков, которые уходят в придуманную реальность и теряют связь с окружающим миром. Потом стращали брутальностью панк-культуры и грайнд кора, затем, как от чумы, шарахались от готов. Потом появились суицидальные эмо, а хипстеры так мило смотрятся после всех вышеперечисленных кошмаров, они не несут в себе социального протеста и непонятности. Хотя со временем может начаться охота и на хипстеров, в нашем безумном мире все может быть. Будет ли продолжение развития позерства? Скорее всего да, но не стоит отбрасывать тот факт что через каких-нибудь 10-15 лет на улицы Украины выйдет новое поколение – дети безработных, обманутых вкладчиков и ипотечников, полностью освобожденное от советской и постсоветской морали. Если раньше родители учили своих детей «сидеть тихо», мотивируя это тем, что государство – это основа социального достатка, то силы нового поколения будет направлены на выживание и социальную борьбу, для них внешний антураж не будет иметь смысла. Стиль и мода останутся за «золотой молодежью», как и желание человека причислять себя к какому-нибудь культурному течению.

Категорія: СОЦІОЛОГІЯ | Додав: RUBAK (2012-08-24) | Автор: Данило Плахов
Переглядів: 2369
Всього коментарів: 0
avatar
ФонтарЪ © 2024|