Головна » Статті » НОТАТКИ ТУРИСТА |
Когда-то в журнале «Вокруг света» была статья про непризнанную и мало кому известную страну Сомалиленд. На самом деле, не надо далеко ехать, чтобы попасть в одну из самопровозглашённых республик. Есть у нас под боком одна маленькая, но очень гордая страна, про которую незаинтересованным жителям Украины известно немного. Я говорю о Приднестровской Молдавской республике (ПМР). Пытаясь удовлетворить своё любопытство, я решил посетить её, а конкретно, город Бендеры. Так как «мы не ищем лёгких путей», ехать я решил из Белгорода-Днестровского, а не из Одессы, как принято. Пыльный провинциальный Белгород-Днестровский, как и положено, встретил меня вековой пылью и смиренной провинциальностью. Он был похож на мифический Китежград и, казалось, вот-вот – и вместо автовокзала я выйду к ИЗНАКУРНОЖ или НИИЧАВО. В подтверждение идеи, что передо мной сказочный город, являлись два найденных портала перехода, причём первый, находящийся возле крепости, был выходом, а второй в центре – входом. Этот старый телепорт как нельзя лучше отображал суровую действительность: страна развалилась, НИИЧАВО закрыли, учёные и маги разбрелись по миру, остался один угрюмый портал. Неровная брусчатка, старые обшарпанные дома, тяжёлый воздух – город явно не любит чужаков. Если убрать все несуразные новые вывески и сфотографировать на чёрно-белую плёнку – получатся фотографии окраины империи начала прошлого века. Сами вывески заслуживают особого внимания.
Так как прямого сообщения между Белгород-Днестровским и Бендерами нет, мне предложили ехать на кишиневской маршрутке до Краушан, а там 22 километра – и заветные Бендеры. Маршрутка достаточно бодро неслась по дороге, водитель слушал молдавские «золотые 80-е», и, менее чем за два часа, я был на границе. Границу прошёл очень быстро, первая часть пути пройдена – я в Круашанах. Дальше начинался квест: «обменяй американские тугрики на тугрики молдавские», в результате чего выяснилось, что родные украинские тугрики на данной конкретной станции куда более конвертируемые, чем зелёные президенты. С чувством гордости меняю 20 гривен на 20 приднестровских рублей (курс стрёмный, но выхода нет), десять даю за проезд, на остальные покупаю гризли. Дальше сажусь в старый грузовой бус, переделанный под пассажирский, который добрых минут 30 пыхтя, кряхтя и грохоча, везёт меня к границе непризнанного, но существующего государства. Граница больше походит на милицейский кордон на выезде из города, но по факту всё по-взрослому: проверка вещей, паспортов, заполнение миграционной карты. Молдаван, въезжающих в страну, мучают ещё дольше, в результате маршрутка на границе простояла ещё добрых минут 40. В Бендерах меня ждал собрат, а точнее сосестра по каучсерфу – Ирина. Если бы не эта милая девушка, не знаю, решился бы я ехать в столь загадочную страну. Ира подхватила меня на выходе из маршрутки, и мы пошли бродить по маленькому и уютному городу Бендеры. Немного истории. Итак, первое упоминание о городе встречается в письменах львовских (!) купцов, и тогда он назывался Тигина. Собственно, и теперь на многих картах, в т.ч. молдавских, можно встретить это название, но коренные жители любят второе название города – Бендеры, полученное от турков, которые захватили его вместе со всем молдавским княжеством в середине 16 века. «Бендеры» в переводе с персидского означает гавань или портовый город. Сам город расположен на правом берегу реки Днестр. Те же турки строят тут могучую крепость, которая на протяжении многих десятилетий русско-турецкой войны будет переходит несколько раз то к одной, то к другой стороне. 16 мая 1812 года был подписан Бухарестский мирный договор, в соответствии с которым территория между Прутом и Днестром, позже названная Бессарабия, отошла к Российской империи. Бендеры, указом от 29 апреля 1818 года, были объявлены уездным городом. Уездный город N, как назвал бы его покойный Майк Науменко, очень тихий и цветущий. Маленькие провинциальные улочки, небольшие площади и скверы, постсоветские магазины.
В центре города находится правительственное здание со следами пуль. Это следы военного конфликта 1992 года, который для приднестровцев выглядит как агрессия со стороны Молдовы, а для Молдовы – как попытка не допустить сепаратизм в стране. Очень трудно мне лично принять какую-либо сторону, куда важнее осознание того, что гражданская война самая страшная. Мы шли по улочкам, а Ира показывала места боевых действий и рассказывала о том, как началась эта полуторамесячная война, какой ужас творила молдавская армия, стреляя в мирное население Бендер.
Дальше мы вышли к мистическому вокзалу, куда не приходят и откуда не уходят поезда. Возле вокзала стоит, так называемый, «черный забор» - забор, возле которого в 1918 году румынские интервенты расстреляли 500 железнодорожников, оборонявших город. Такие мрачные страницы истории маленького города. Потом мы вышли к светлой части города – к набережной. Красив Днестр, хоть и не так широк и могуч как Днепр. На берегу шумные кафешки, а на причале стоит кораблик «Молдавия», на котором, к сожалению, так и не получилось покататься.
Угадав мою любовь к некрополям, Ира показала мне странное и очень необычное для этих мест кладбище. Рядом с одним из новых микрорайонов восстановили старинное кладбище погибших солдат 1812 года. В одной части кладбища установили одинаковые кресты, а в другой попытались восстановить старые надгробные плиты, на которых встречаются как русские, так и немецкие надписи. Место тихое, спокойное и трансцендентальное.
П.С. Чтобы я делал без друзей-товарищей! Special thanks Инне и Юле - за Одессу и Белгород-Днестровский, Ире - за Бендеры и Тирасполь. | |
Категорія: НОТАТКИ ТУРИСТА | Додав: SenYa (2011-06-19) | |
Переглядів: 2170 | |
Всього коментарів: 0 | |