Головна » Статті » ІНТЕРВ'Ю

Александр ПИПА: У меня свой панк-рок

Четверть века назад в общаге киевского Политеха с подачи Александра Пипыи его соседа по киевскому массиву «Академгородок» Юрия Здоренко появилась на свет самая известная на сегодня рок-группа Украины. Придумав ей название, Пипа принес второстепенному персонажу повести Достоевского «Село Степанчиково и его обитатели» славу, соизмеримую в понятиях современных тинэйджеров с известностью самого Федора Михайловича. Спустя семнадцать лет все с тем же Здоренко он создал один из самых ярких украинских рок-бэндов нового тысячелетия, а еще через пять, окончательно забив на официальный шоубиз, начал делать «музыку для души» в редком для наших широт формате «бас-барабаны». В заочной, но от этого ничуть не менее увлекательной беседе оригинальный басист «Воплей Видоплясова», со-идеолог «Борща», рулевой «Аттрактора» и просто идеал украинского панка с присущими ему прямолинейностью и остроумием вспомнил обо всех своих проектах, а также о Джелло Биафре, Таисии Повалий, Люке Бессоне и Дидюле.        

- Давай начнем с последних новостей. В новый концертный сезон «Аттрактор» входит в обновленном составе – место Scady, в миру Алены Абрамовой, за ударной установкой занял Дэйв Ли, бывший барабанщик британской группы The Ukrainians. Почему произошла эта рокировка? Почему новым участником «Аттрактора» стал именно Дэйв?

- Рокировка произошла потому, что Алена сделала ход конем - сбежала в другую группу. А с Дэйвом мы дружим очень давно - в прошлом веке даже вместе играли во французской группе. Сейчас он живет в Киеве, и мы просто возобновили совместное «творчество».

- Порадует ли «Аттрактор» в новом сезоне новым материалом?

- Да, конечно.

- Как много уже имеется свежих композиций? Принимал ли участие в их создании новый барабанщик? Изменился ли с его приходом стиль или саунд группы?

- Сейчас посмотрю в тетрадку... Значит так, с Дэйвом мы сочинили такие песни: «May Day» - знаковая песня; после того как я попытался показать этот набросок Алене, она перестала отвечать на мои звонки и больше я ее никогда не видел; лирическая баллада «Goblin» -  я там «пою»; «Julia bajo la pistola» в стиле фламенко – появилась после просмотра семи сезонов сериала «El Internado Laguna Negra» на испанском языке, а также еще 4 песни, у которых пока нет названия. Что касается изменений, то в звучании группы пропал «кардан», зато появились элементы, извините за выражение, джаза. Громкость, скорость и тяжесть осталась.

- Раз уж этап сотрудничества со Scady завершился, давай поднимем историю его начала: как образовался ваш союз, как появился «Аттрактор»?

- Я остался один после распада «Борща», а у Алены накрылась ее группа Etwas Unders. На предложение поиграть вместе она согласилась, не задумываясь. Через месяц после первой репетиции был дебютный концерт, еще через месяц - выступление на «Рок-Сичи», а еще через месяц - тур с австралийской группой Asleep In The Park. Все получилось как-то быстро, наверное, с перепугу.

- Кто придумал веселый логотип с панком-трактористом?

- Не помню. По-моему, эскиз нацарапал я, а Дейв нарисовал чистовик.

- Группа позиционируется как дуэт, но на сцене бывал замеченным и третий человек – Игорь Дубровский, если не ошибаюсь, который колдует над компьютерами. Почему он не является официальным участником коллектива?

- Игорь, безусловно, является участником коллектива, хотя на сцене он был только однажды - на самом первом выступлении. А колдует он над звукорежиссерским пультом в героической борьбе с тем безобразием, которое я издаю в микрофон, цинично пытаясь выдать это за вокал. Хотя, нет, вру. Иногда у него сдают нервы, он понимает, что это безнадежно, и начинает мне подпевать прямо из-за пульта. Компьютеры же мы на концертах не используем никак, максимум - это всякие немузыкальные эффекты, которые доносятся из одной из моих гитарных педалей. В общем, 100% «живий звук»!

- Мы говорим «Аттрактор» – подразумеваем Пипа? В команде диктатура или демократия? Или, может, анархия?:)

- Я всегда тяготел к гнилой демократии, усугубленной анархией, по-другому просто не могу. Диктатором я бываю разве что в компьютерных играх.

- Как часто репетируете?

- Редко, но мало. Хотелось бы чаще, но получается пару раз в неделю.

- Как обстоят дела с долгожданным альбомом?

- В очередной раз все переписали заново, на этот раз с Дэйвом. Кстати о компьютерах - на этот раз почему-то понесло по кривой тропинке экспериментов с минимальным использованием компьютера. Это уже даже не олдскул, а еще немножко, и будет какой-то стим-панк. Мы записались live на антикварную 4-дорожечную кассетную портостудию Tascam Porta 424, а теперь издеваемся над этим материалом с использованием всякого необычного оборудования. Такого, как, например, ламповый магнитофон «Яуза» из фильма «Бриллиантовая рука», еще обрабатываем барабаны с помощью гитарного эффекта fuzz, в общем, делаем все возможное и невозможное, чтобы альбом вышел как можно позже. А то, что писали с Аленой, я, наверное, доделаю, когда буду составлять завещание и приводить в порядок архивы:)

- Как ранее Борщ, Аттрактор регулярно выступает на байкерских мероприятиях. С чем это связано: им просто близка такая музыка или у вас особые отношения с байкерской тусовкой?

- Похоже, нас объединяет любовь к громким звукам. Речь идет, конечно же, о настоящих байкерах, псевдобайкеры втихаря слушают Дидюлю - сам неоднократно заставал на месте преступления.

- Почему закончился «Борщ»?

- Творческие разногласия. Юра всегда отличался тем, что мог в 11 утра написать песню,   настолько сумасшедшую, что не налезет на голову и десяти наркоманам. Именно этого я от него и ждал, когда мы снова начали играть вместе, но «не так сталося, як гадалося». В «Борще» меня тянуло в сторону чего-то нестандартного и ни на что не похожего, а остальные хотели играть что-то более предсказуемое, поближе к стилистике М1, чтобы можно было косить капусту на сельских праздниках и корпоративах. В пример приводили Сердючку. Странно то, что теперь с «Аттрактором» мы играем абсолютно новые песни, хотя я никогда не был особо плодовитым композитором, а Юра все это время продолжает в разных вариациях исполнять раскрученную «борщевскую» программу, состоящую из наших общих песен и с моими текстами. Хотелось бы, чтобы он, наконец, начал снова сочинять новые гениальные песни, ведь у него огромный потенциал.

- К слову о творчестве. Что тебя вдохновляет на написание песен?

- Только ты не смейся. Большинство лучших своих песен я написал после того, как (шепотом) ходил на оперу.

- Насколько соответствует истине информация, что в свое время «Борщ» выбрали своим «рупором» украинские скинхэды? Если так, то как вы к этому относились?

- Приходили пару раз, жгли фаера, рупоров, правда, не видел. Тем более что мне по духу все же как-то ближе «Peace & Love»:)

- Еще немного углубимся в историю: почему ты ушел из «ВВ»?

- 20 лет моего участия в «ВВ» можно условно разбить на 4 этапа. Первые 5 лет - мы создали безумную, громкую, быструю группу, которая имела имела бешенный успех и вызывала восхищение у самого Джелло Биафры. Мощное коллективное творчество, выступления на одной сцене с такими группами, как Sonic Youth и Pixies, тысячи неформалов на концертах. Сейчас уже о существовании такой группы мало кто даже подозревает. Потом 5 лет во Франции - особый и очень насыщенный период. Следующие 5 лет - переформатирование группы из «ВВ» в «Олега и группу ВВ», искоренение коллективного творчества и использование начальством словосочетания «панк-рок» исключительно в качестве ругательства. Наконец, последние 5 лет - номера «люкс» в многозвездочных отелях и репертуар из песен, самая свежая из которых была написана в 90-е годы последнего века прошлого тысячелетия. В этот период я уже все понял, но оставался в группе из-за денег, на которые содержал «Борщ». Можно было, конечно рассматривать это, как заслуженную, причем некислую, пенсию, но негатив от ежедневного созерцания того, что стало с некогда гениальной группой, и невозможности никак на это повлиять перевесил бабло. Как-то в отеле я услышал за спиной благоговейный шепот «смотри, вон пошло Вэвэ со своими музыкантами» и окончательно решил, что пора валить. Свалил, деньги закончились, «Борщ» автоматом сразу же развалился, зато появился абсолютно некоммерческий Аттрактор, за который мне не стыдно и которым я горжусь. Короче, диагноз – космонавт.

- В 2007 году ты сводил дебютный альбом группы O.Torvald. Это был первый подобный опыт? Кроме этого, еще занимались звукорежиссурой или саундпродюсированием других музыкантов?

- Я никогда не был профессиональным звукорежиссером. Могу сутками сидеть в студии, делая что-то для себя как хобби, но как только это превращается в работу, я тут же начинаю ненавидеть – музыку, исполнителя, звукозапись, себя и весь мир. Короче, это не мое. Хотя, недавно пересилил себя и немного подхалтурил для знакомого француза, он подкупил меня тем, что одна из песен его альбома была обо мне:)

- В 2001 году ты выпустил сольный альбом сэмплированной музыки. Кстати, достаточно близкой к тому, что потом играл живьем «Борщ». Продолжаешь заниматься подобными вещами? Вообще, «Аттрактор» – единственный твой проект?

- Альбомом это назвать трудно – так, наброски, причем большая и лучшая их часть туда не вошла. Не помню даже, как я согласился на выпуск диска – наверное, был пьяный. Сейчас подумываю сделать что-то подобное из своих старых песен, тех, которые не потяну исполнять live.

- С 91-го по 96-й год ты жил и работал в Париже. Что дал тебе этот период как музыканту и человеку: жизнь в кап.стране, соприкосновение с «фирменным» шоубизом…?

- Очень ценный опыт. Мы тусовались с ведущими французскими группами, такими как Noir Desir, La Mano Negra, Les VRP. Их гонорары по пост-советским шоубизнесовым меркам были, типа, «лоховские» - маленькие. Зато это позволяло им не зависеть от мэйнстримовских вкусов и играть исключительно то, что им нравится, за что французы и считали их героями. Например, вокалист моей любимой группы Les Wampas до сих пор работает кем-то-где-то в парижском метрополитене, чтобы не зависеть ни от каких рекорд-лейблов. У них было и есть чему поучиться, причем не только в шоу-бизнесе. Так например, читая украинские новости, ежедневно видишь с десяток таких, из-за каждой из которых пол-Франции уже бы вывалило на улицы с акциями протеста. Так они не позволяют пузатым садиться себе на голову, и поэтому минимальная зарплата у них порядка 60 евро в день, а у нас что-то типа 1000 гр. в месяц.

- Помимо «ВВ» в тот период ты был участником группы The Ashtray Hearts. Что это была за группа? Что играли? Поддерживаете ли отношения?

- Мы с Дэйвом одновременно жили во Франции, вместе шастали по всяким анархистским сквотам, путешествовали автостопом, много бухали. В рамках борьбы с пьянством наши жены заставили нас искать себе какое-нибудь занятие, менее тупое, чем ежевечерние посиделки за бутылкой рома. Так мы познакомились с группой The Ashtray Hearts, состоящей из известного архитектора, крутого программиста и дворянина-владельца порножурнала (все, кстати, тоже алкоголики). Стиль группы описанию не поддавался, это было громко, нестандартно и нам понравилось. Сотрудничество вылилось в два альбома и клип, который полгода крутился в рубрике «The Best of Trash» на единственном в то время общефранцузском музыкальном канале. Потом я стал подолгу пропадать в Украине, и группа трансформировалась во что-то еще более нестандартное, правда, на этот раз не очень громкое. Сейчас переписываемся в фейсбуке.

- Чем успевал заниматься в Париже кроме музыки?

- Та много чем... Один знакомый художник как-то предлагал поехать в Бретань делать декорации для молодого перспективного режиссера Люка Бессона. Я отказался, чтобы не подводить «ВВ». Оказалось, что зря - у Олега был активный театральный период, и концертов у «ВВ» не было совсем. В результате я вынужден был  устроиться на фабрику по покраске металлических изделий, где работал оператором большого чана с кипяшей кислотой и подьемного крана, с помощью которого окунал туда всякую фигню. Включил как-то после работы телек, а там - ток-шоу с участием того самого Люка Бессона, а сидит он в кресле, которое красил я:)

- Говорят, что Олег Скрипка через некоторое время после возвращения сказал, что наверное, теперь ни за что на согласился бы жить в Париже, настолько там приходилось нелегко, а ты?

- Каждый раз, оказываясь в Париже, я чувствую себя дома. Это не понты, просто я прожил там один из лучших периодов своей жизни – с 24 до 32 лет, и, как говорится, прирос.

- Не жалеешь, что вернулся в Украину? Насколько тогда сильной оказалась «радость встречи с родиной» - попадание из развитой цивилизованной страны в здешние дикие 90-е?

- Иногда было очень даже смешно. Например, во Франции только со страшного бодуна, при полном отсутствии денег, и чтобы ни в коем случае никто не видел, я мог себе позволить похмелиться  пивом «Bavaria». Обычно от этой ослиной мочи отказывались даже бомжи, а ее употребление считалось самой нижней точкой алкогольного грехопадения. Потом в Украине было особенно приятно наблюдать крутых ценителей, с умным видом смакующих, причмокивая языком это купленное втридорога пойло со знакомой этикеткой цвета зеленого змия:)

- Ты владеешь 4-мя языками. Не было ли мыслей «поработать» на Запад или просто эмигрировать?

- Ни одним из языков в совершенстве я не владею. Даже родными. А вообще, тот «горький катаклизьм», который мы здесь сейчас наблюдаем, заставляет все чаще призадумываться о возвращении в Париж, правда, пока только в теории.

- Кстати о языках. Имя Джелло Биафры уже всплывало в нашей заочной беседе. Известно, что еще при Союзе, если я ничего не путаю, ты начал с ним переписываться. Как завязалась эта переписка и продолжается ли она? До совместного творчества не дошло?:)

- Спасибо, что напомнил:). Действительно, долго переписывались, посылали друг другу всякие диски. Самым веселым был момент, когда вокалист The Ashtray Hearts послал Биафре только что вышедший альбом и получил ответ, типа, «спасибо, классный альбом, кстати, я прочитал в пресс-релизе, что с вами играет Пипа из ВВ, как у него дела?»:))) Последние лет десять я очень полюбляю пастись на сайте его рекорд-лейбла, там много правильной музыки.

- Почему, по-твоему, после всплеска 90-х в украинской рок-музыке, да и вообще в музыке, наступил застой, который длится уже 10 лет? Почему наш шоу-бизнес не развивается, а остается таким местечковым?

- По-моему, у нас та же фигня, что и во всем мире, только в особо извращенных формах. Украинский шоу-бизнес пародирует российский, который пародирует американский, который в последнее время пародирует сам себя. Рок-музыка живет в параллельной реальности, которая с этим самым шоу-бизнесом не пересекается никак - это гаражные концерты, мини-фесты в заброшенных фабричных цехах, международные DIY-туры, организованные через интернет. В современном шоу-бизнесе живет Таисия Повалий, а любая песня, независимо от стиля или жанра, в обязательном порядке должна содержать слова «Ой, у полі...», или, в крайнем случае «Гей, на горі...». Высшей и наиболее циничной точкой украинского шоу-бизнеса является украинская политика. А крайне левой и самой радикальной точкой DIY-рок-движения является постулат, что, если твоя музыка хоть кому-то нравится, то это уже попса. Куда податься музыканту, которого не интересует ничего, кроме собственной музыки - ума не приложу.

- А насколько комфортно быть в Украине известным рок-музыкантом? Тебя узнают на улице, в магазине? Доводилось ли когда-нибудь пользоваться своей известностью?

- Позавчера таксист узнал и сделал скидку, хотя с уходом из «ВВ» я перестал быть телеобезьяной и могу спокойно ездить в метро. Правда, раньше тоже мог, только не спокойно - обязательно кто-то норовил передать пану Олегу, что тот очень хорошо танцует, и они за него голосовали. Вообще, никогда не понимал, в чем кайф, когда ты не можешь пройтись по улице без охраны, и как можно к этому стремиться? Особенно умиляет категория «неуловимых Джо», заказывающих в райдере отряд «Беркута».
  Мне кажется, что во всем мире одним из базовых различий между рок- и поп-звездами есть то, что на рок-звезду можно спокойно наткнуться где-нибудь в баре и угостить пивом. Вспомните хотя бы Джона Леннона… Ой!

- В 2007 году ты участвовал в акции «Украденная песня» против изменения формата «Радио Киев», а в 2009-м был в числе организаторов концерта «Рок проти вбивства тварин». Ты вообще социально активный элемент?

- Высосанная из пальца социальная активность сейчас является неотъемлемым атрибутом пиара и моментально выкупается. Стало практически невозможно быть социально активным, и не выглядеть при этом самопиарящимся попсовым козлом. Я предпочитаю подход, когда добрые дела делаются анонимно. Хотя, если нужно поторговать фэйсом ради правого, с моей точки зрения, дела, то всегда пожалуйста.

- Когда ты ощутил себя панком? Чем тебе близок панк-рок?

- В 84-м году, при дремучем совке, я считал себя панком и ходил с ирокезом белого цвета. Моими музыкальными кумирами была немецкая группа TRIO. Появление такого чудовищного явления, как поп-панк, заставила меня насторожиться, и я бросился искать сермяжную правду, обратился, так сказать, к истокам. Послушал сборник тру-олдскул-панка 70-х и офигел - попса на попсе и попсой погоняет. Похоже, у меня какой-то свой, придуманный панк-рок, который с реальным, а особенно современным панком не имеет ничего общего.

- Какие у тебя еще интересы в жизни, кроме музыки?

- Я заметил, что слишком часто употреблял в своих ответах такие слова, как бухло, алкоголь, похмелье... Так вот, пьянство в промышленных количествах меня уже тоже не интересует - идея себя изжила. Остается рок-н-ролл и все, что ему сопутствует :)))

Макс Вихоть | music.com.ua



Джерело: http://musicsclub.com/chtivo/interview/1318448780
Категорія: ІНТЕРВ'Ю | Додав: SenYa (2011-12-13)
Переглядів: 1488 | Теги: @Traktor, Александр Пипа
Всього коментарів: 0
avatar
ФонтарЪ © 2024|