Головна » Статті » ПРО ВСЕ |
Об истории вхождения электроники в музыку мы рассказывали в цикле статей "Музыка и электричество". MIDI-интерфейс там упоминается, но лишь вскользь. Пожалуй, пришло время рассказать о том, что это такое, откуда взялось и зачем нужно. Семидесятые годы прошлого столетия ознаменовались появлением полифонических синтезаторов со встроенными запоминающими устройствами. Фактически, это были инструменты с миникомпьютерами на борту. Переоценить значимость этого нововведения трудно: по сравнению с монофоническими синтезаторами, тембры (звуки) которых настраивались с помощью патч-кордов и обычной человеческой памяти, полифонические инструменты со встроенной электронной памятью — это как паровоз против реактивного самолёта. Впрочем, даже сейчас, когда все новые синтезаторы оснащены MIDI или совместимым с ним форматом взаимодействия музыкального оборудования, Рик Уэйкман (Rick Wakeman), например, по старой памяти возит с собой целый вагон различных инструментов. Аутентичное звучание старых синтезаторов повторить невозможно, а имитация такового с помощью всяких там компьютеров музыкантов старой школы не впечатляет. Работать с синтезаторами, оснащёнными ОЗУ/ПЗУ, было, конечно, гораздо проще. Но тут проявилась новая проблема, не различимая прежде за всеми остальными. Синтезаторы от различных производителей обладали своими характерными особенностями в том, что касалось качества тембров. Одним производителям лучше удавалось имитировать звуки струнных инструментов, другим — звуки духовых. А музыкантам нужны были максимально качественные тембры. Такие исполнители, как Кит Эмерсон (Keith Emerson) и тот же Рик Уэйкман неизменно выстраивали на сцене целые баррикады из разных инструментов, каждый из которых был настроен на свой наилучший тембр. Цель была одна: объединить несколько тембров, "наслоить" их. Производители держали нос по ветру, и начиная с 1979 года инструменты от компаний Oberheim, Rhodes и Roland обрели новые разъёмы на задней панели, предназначенные для объединения между собой двух и более синтезаторов. Правда, только в рамках одной марки, а иногда и одной модели. Иными словами, соединить Oberheim OBX с Sequential Circuits Prophet или Moog, или каким-либо творением Roland было невозможно. Естественно, свою роль тут играла конкуренция: до определённого момента производители просто не желали обеспечивать совместимость своих инструментов с разработками конкурентов, очевидно надеясь таким образом заполучить себе клиентов, преданных одной марке... Только музыканты из другого теста леплены. Их марки интересуют лишь постольку-поскольку. Один джазист — Герби Хэнкок (Herbie Hancock) спустил целое небольшое состояние на том, чтобы модифицировать свои синтезаторы и научить их понимать друг друга, вне зависимости от марки и модели. У Хэнкока обнаружилось немало последователей, бомбивших производителей синтезаторов просьбами и требованиями сделать инструменты совместимыми друг с другом, чтобы было проще наслаивать и смешивать различные тембры. Производителям пришлось как-то реагировать, тем более, что на рубеже семидесятых-восьмидесятых полку электронных инструментов всё прибывало и прибывало — синтезаторы, электронные барабаны, секвенсоры и другие устройства требовали взаимной совместимости. Вернее, её требовали музыканты. И вот тогда-то музыкальной отрасли пришлось принять во внимание опыт компьютерной индустрии с её стандартами. В 1982 году на выставке Национально ассоциации поставщиков музыкального оборудования (National Association of Music Merchandisers — NAMM), Дэйв Смит, президент известной в то время компании по производству синтезаторов Sequential Circuits, созвал особое совещание, на котором инженеры конкурирующих компаний спокойно обсуждали вопрос, как обеспечить взаимопонимание между существующими электронными музыкальными инструментами и сопутствующим оборудованием. Тогда и был предложен Универсальный музыкальный интерфейс (Universal Musical Interface). После многочисленных переработок компании Sequential Circuits (США) и Roland (Япония) представили в 1983 году первые модели синтезаторов, оснащённых "цифровым интерфейсом музыкальных инструментов" — Musical Instruments Digital Interface, сокращённо MIDI. За ними тотчас же последовали и остальные игроки рынка. Как и всё гениальное, MIDI по сути своей очень прост. Его задача — представить исполняемую музыку в виде потока данных. Причём в виде кода представлятся не звук, а набор определённых характеристик каждой звучащей ноты. Каждой клавише на электронной клавиатуре присваивается свой порядковый номер (например, "до" первой октавы соответствует число 60), номерами же обозначаются контроллеры и тембры (патчи — patches). Нажатая, звучащая нота является MIDI-сигналом (или событием — event), с рядом своих собственных характеристик — длительностью, силой нажатия (velocity), и так далее. Кроме того, определяются общие характеристики более высокого уровня, такие как порт (port) — на случай использования нескольких MIDI-устройств одновременно, канал (channel), коих приходится по шестнадцать штук на порт, тембр (patch). Числами обозначаются и определённые midi-контроллеры и диапазон их действия. К контроллерам относятся общая громкость канала (volume), педаль (sustain pedal), высота тона (pitch), модуляция (modulation), использование внешних эффектов и так далее. Данные об этих параметрах можно сохранить в качестве отдельного файла и пересылать на другие инструменты в качестве системно-эксклюзивного сигнала (System Exclusive — SysX), обеспечивая таким образом их автоматическую настройку. Об этом будет сказано подробнее. | |
Категорія: ПРО ВСЕ | Додав: ZamooZoo (2009-01-19) | |
Переглядів: 1781 |
Всього коментарів: 0 | |