В 60-е годы весь Запад поразила Молодежная Революция. Своего пика она достигла в 1968 году. В том году массовые молодежные, студенческие выступления захлестнули 64 страны мира. Во Франции в мае 1968 студенты едва не свергли правительство генерала де Голля (и свергли бы, да им помешали профсоюзы и компартия). В Америке власти бросали против молодых бунтарей армию – и в 18 городах дело доходило до настоящих уличных боев, выгорели целые кварталы (в Детройте сгоревшие кварталы так и стоят до сих пор, как руины Сталинграда). В Мексике в 1968 студенты чуть не сорвали Олимпийские игры – и некоторые участники беспорядков сидят до сих пор в тюрьмах, а легендарный партизанский командир субкоманданте Маркос требует от властей их освобождения. Молодые бунтари в 60-е вышли из подчинения отцов. Они создали собственную культуру – ее назвали контркультурой. Они придумали собственную музыку – рок. Они изобрели собственную живопись – поп-арт и психоделическую живопись. Они создали свой театр – ливинг-театр, то есть уличный, свое кино – параллельное кино. Эти бунтари ненавидели сытое, скучное, занудное буржуазное общество, в котором они жили. Они жаждали Революции, наклеивали на стены в своих домах портреты Ленина, Троцкого, Фиделя Кастро и Че Гевары. Но они ненавидели также традиционные компартии и Советский Союз. Их молодые бунтари называли “омерзительной бюрократией” – такой же омерзительной, как капитализм. Чтобы как-то отличить этих бунтарей от традиционных левых – друзей Советского Союза, новую поросль революционеров стали называть “новыми левыми”. Именно “новые левые” вынудили американское правительство прекратить войну во Вьетнаме. Они добились юридического расового равноправия в Америке. Именно “новые левые” добились для молодых права на субкультуру – на рок, сленг, джинсы, маечки, фенечки, на внешний вид, отличный от “взрослого мира”. Они добились для парней права носить длинные волосы, а для девчонок – не носить лифчики. Разумеется, в ходе этой борьбы их арестовывали, штрафовали, выгоняли из университетов, сажали в тюрьмы и в психбольницы. Случалось, что и убивали. Капитализм они не свергли, но лицо мира изменили серьезно. Тогда, в 60-е, рок- и кинозвезды гордились своей близостью к “новым левым”. Боб Дилан участвовал в антивоенных маршах “новых левых” и был ближайшим другом “страшных экстремистов” – лидеров Международной молодежной партии (йиппи) Джерри Рубина и Эбби Хоффмана. Джоан Баэз и Фил Окс считались “певцами “нового левого” движения”. Вся группа “Пинк Флойд” состояла в разных “новых левых” организациях (как и группа “Генри Коу”). “Роллинг Стоунз” воспевали бунтарей в своих песнях. “Лето пришло, время пришло драться на мостовых”, – пели “роллинги”. Джон Леннон и Йоко Оно участвовали в уличных демонстрациях и антивоенном движении. Сама Джанис Джоплин финансировала “новых левых” – партию “Черные пантеры” (и до сих пор на Западе периодически печатаются статьи, где доказывается, что Джанис не умерла от передозировки наркотиков, а была убита ФРБ за поддержку революционеров; а что? – вполне возможно). Знаменитейшая кинозвезда Джейн Фонда участвовала в движении “новых левых” и была женой Тома Хейдена – лидера 250-тысячной организации “новых левых” “Студенты за демократическое общество” (СДО). Стивен Кинг был активистом антивоенного движения “новых левых” – и однажды при аресте полицейские вывихнули ему обе руки... Это была одна тусовка. “Городские террористы” из группы “Уэзермен” писали свои революционные манифесты и мастерили бомбы под музыку Джанис Джоплин и “Джефферсон Эйрплейн”. Джим Моррисон порвал со своим отцом-адмиралом потому, что тот командовал военно-морской эскадрой, обстреливавшей берега Вьетнама. Легендарная террористка из итальянских “Красных бригад” Мара Кагол знала наизусть все песни “Битлз” и Жака Бреля. А Курт Кобейн в ранней юности вызубрил последнее слово Чарльза Мэнсона на суде и диск лидера йиппи Эбби Хоффмана “Нация Вудстока”... Ну, что такое Вудсток – знают все... В общем, веселые были люди. И веселое время – 60-е. Психоделическая революция. Сексуальная революция. Просто Революция. Sixty Rollers. “Одномерный человек” Маркузе стал прямо-таки библией “новых левых”. Дело доходит до того, что знание или незнание “Одномерного человека” становится аргументом в дискуссиях о стратегии движения. Лидер “новой левой” радикально-экологической организации “Хранители Радуги” Сергей Фомичев, споря с теми “новыми левыми”, кто склонен ,рассматривать панков как “новый революционный класс”, пишет на страницах журнала “Третий путь”: панки не могут быть революционным классом, поскольку он, Фомичев, до сих пор не встретил ни одного панка, который бы прочитал “Одномерного человека” Маркузе!( и правильно считают, нефик панку влезать в социальную борьбу за дележ власти). Вот и вся история “новых левый”, верней ее начало ведь последняя точка в этой истории еще не поставлена. |