Кто
такие неформалы? Люди, которые выделяются из общей массы своим
поведением, внешним видом, мировоззрением? Или это те, кто не желает
жить по общепринятым нормам?
На улицах Вильнюса
в последнее время можно встретить много молодых людей, чей внешний вид
и поведение не соответствуют общепринятым нормам. Откуда пришла и где
зародилась эта "болезнь", возможно ли распознать ее в начальной стадии
и предотвратить или, может быть, просто не препятствовать, зная, что в
итоге ею (как и всеми детскими болезнями) надо переболеть в юности и
получить иммунитет на всю оставшуюся жизнь?
КТО ТАКИЕ ПАНКИ НА САМОМ ДЕЛЕ?
Представление многих о панках достаточно расплывчато. Даже сами так
называемые панки иногда не понимают сути этого идейного движения.
В самом начале его зарождения - в 60-х годах - панками назывались люди,
"идущие против толпы", нарушающие общепринятые моральные нормы и
выражающие этим свой протест современному обществу. Протест был во всем
- в музыке, одежде, поведении, взглядах и т.д.
Это была группа людей, не удовлетворенных моральными законами общества,
в котором они живут. А кто, собственно, сказал, что надо быть чистым и
опрятно выглядеть? Панк - это не стиль, а состояние души, в которой
может твориться все что угодно. Именно так о своей субкультуре
отзываются сами панки.
Панк-мода. Как только зародилось движение панков, вместе с ним
появилась и панк-мода, так как этим людям необходимо было выделяться из
толпы, тем самым ломая общепринятые рамки поведения. Главное, что нуж-
но панку, - это чтобы все видели: он против общества, и мода это
полностью отражала. Начало 70-х: черные джинсы, короткая кожаная
куртка, бандана (своеобразно повязанная косынка) или ирокез
(вертикально поставленный гребень волос, часто цветной) - мода на все
это пришла с Америки.
В середине 80-х - начале 90-х форма самовыражения стала иной - черный
костюм и белая рубашка, галстуки или бабочки, на голове остался ирокез,
на ногах - носки в яркую полоску (брюки должны быть короткими, чтобы
носки были видны) и... кеды! Поставщиком этих новшеств стала Англия.
Там до сих пор имеются почитатели данного стиля.
Современная мода. Нынче ходят в рваных или хотя бы потертых джинсах
любого цвета, кедах и почему-то в тельняшках. На голове у панков сейчас
редко увидишь ирокез, видимо, не хочется им тратить время на его
"изготовление". Зато в толпе все чаще стали мелькать бритые головы с
длинными крашеными хвостами или челками.
Нынешние панки позволяют себе ходить в чем угодно, главное - не остаться незамеченным.
ГОТЫ - ДЕТИ ЛУНЫ ИЛИ ОСУЖДАЕМЫЕ НЕФОРМАЛЫ?
В самом конце 70-х панкволна в Англии стала стихать, а панк-стиль стал
видоизменяться, что вызвало изменения и в аудитории панк-музыки. Тогда
и возник пост-панк. Изначально декадентское музыкальное течение не
ставило перед собой никаких целей, просто часть панк-группировок
сменила свой имидж на более декадентский. Так сформировалась готическая
пост-панковая волна. Протоготы тех времен своим имиджем очень
отличались от современных готов. В то время они назывались "темными
панками" и были близки по идеологии к своим прямым предшественникам -
панкам, только их тотальный нигилизм был несколько Смягчен и приобрел
более декадентские черты. Имидж тоже трансформировался из панковского -
на головах остались ирокезы (выбритые виски - до сих пор отличительный
признак готов), но они приобрели насыщенный черный цвет, хотя иногда
уже не ставились торчком (интересный факт: ирокезы радикально черного
цвета часто ставились при помощи гуталина), а зачесывались назад,
собирались в хвост или же зачесывались на одну сторону (вот причина
существующей до сих пор основной прически готов), хотя широко
распространена была и прическа типа "взрыв на макаронной фабрике", в
настоящий момент достаточно мало используемая. Цвет
одежды тоже радикально сместился в сторону черного.
. Следует отметить немалое количество андрогинных - бесполых -
персонажей на ранней готик-сцене: часто и участники групп, и фаны
носили рваные колготки, кофты-сетки. Однозначного объяснения причин
большого количества андрогинных готов не существует, но это наложило
отпечаток на все дальнейшее развитие субкультуры, и до сих пор нормой
считается "женственность" облика гота мужского пола.
Темное мировоззрение белых дней. Мировоззрение готов характеризуется
пристрастием к "темному" восприятию мира. Сложно описать все
составляющие такого комплексного понятия, как готическое мировоззрение,
но в целом это особый романтично-депрессивный взгляд на жизнь,
отражающийся в поведении (замкнутость, частые депрессии, меланхолия,
повышенная ранимость), восприятии реальности (мизантропия, утонченное
чувство прекрасного, пристрастие к сверхъестественному), отношениях с
обществом (неприятие стереотипов, стандартов поведения и внешнего вида,
антагонизм по отношению к обществу, изолированность от него).
Естественно, все вышеперечисленное относится далеко не ко всем готам,
но, по крайней мере, это дает понять, что мы имеем в виду под
готическим мировоззрением. Характерной чертой большинства готов
являются также восприятие смерти как фетиша, "артистичность" и
стремление к самовыражению, проявляющиеся в работе над собственным
внешним видом, в их поэзии, живописи, других видах искусства.
Одной из особенностей готического восприятия мира является повышенный
интерес к сверхъестественному, а значит, и к магии и оккультизму.
Интерес этот имеет различные проявления - от примитивного использования
магических символов как элементов украшений у тех, кто не занимается
оккультизмом серьезно, до полного посвящения своей жизни изучению
магических таинств. Среди готов очень много язычников.
Имидж, на который тратится много усилий, косметики и фантазии. Это
наиболее часто используемый и распространенный критерий: действительно,
если мы видим девушку в черном бархатном платье с характерным макияжем,
то с уверенностью можем назвать ее готом. Естественно, в данном случае
можно и ошибиться, хотя в основном имидж готов безошибочно узнаваем. В
целом можно сказать, что по большей части готы носят черные одежды,
имеют черные волосы, красят ногти и губы в черный цвет и так же
подводят глаза. Эти элементы наблюдаются не у всех готов, но большая их
часть выглядит именно так. Разнообразием внешнего вида мы обязаны в
первую очередь уже упомянутым артистизму и стремлению к самовыражению.
В настоящее время это самый часто используемый критерий, и вы уж точно
не ошибетесь, назвав готом того, кто выглядит как гот.
ГОТЫ И ВАМПИРЫ: КТО КОГО ИЛИ КТО
ЕСТЬ КТО?
Можно сказать, что отчасти готы в том виде, в котором существуют
сейчас, возникли благодаря вампирской эстетике. Готический имидж и
эстетика формировались под сильным влиянием вампирского образа. Среди
готов культовую популярность приобрели многие вампирские фильмы
("Nadja", "The Addiction", "Interview with a Vampyre") и многие
вампирские романы (Брэма Стокера, Анны Раис и других). Существование
реальных вампиров -вопрос непростой. Для кого-то это факт, другие же не
верят в подобную сверхъестественную чушь. Но существует немало людей,
называющих или даже считающих себя вампирами. Современная вампирская
субкультура близка к готической, часто даже пересекается с ней, но это
не одно и то же. Часть из тех, кто считает себя вампирами,
действительно верят в свое сверхъестественное происхождение, другие же
просто очень глубоко погрузились в эстетику вампирских ролей. Некоторые
готы считают себя вампи-
рами, более того, наиболее эффектно выглядящие вампиры принадлежат к
готической культуре. Многие из вампиров удлиняют себе клыки, для чего
используется много средств - наращивание хирургическим путем,
имплантация или использование протезов. Из одежды вкладом вампиров в
готическую эстетику были только вампирские плащи и цилиндры. Тафо-филия
(любовь к кладбищам) -это один из аспектов танатофи-лии. Здесь влечение
к смерти проявляется как любовь к прогулкам по кладбищам. Причины любви
готов к подобному времяпрепровождению разнообразны: большая часть готов
обожает саму атмосферу спокойствия и умиротворенности кладбищ, напрямую
связанную с образом смерти.
СКИНХЕДЫ. СТОИТ ЛИ ИХ БОЯТЬСЯ?
Если насчет вышеперечисленных представителей неформальных движений
мнения в обществе могут разделиться, то по отношению к скинхедам все
настроены весьма агрессивно. А сами представители данного движения
называют себя солдатами третьей мировой войны, которые вступили в
борьбу за чистоту арийской расы.
Движение скинхедов зародилось в Англии в 60-х годах. Иммиграционная
политика "открытых дверей" была в интересах Британии, и на остров
хлынула волна иммигрантов из стран третьего мира.
Первыми "бритоголовыми" были демобилизованные британских колониальных
войск. Для них уличные драки с "цветными" были продолжением той войны с
врагами империи, которую они вели в колониях. Тем более что иммигранты
соглашались на любую работу за любые деньги, отнимая ее у коренных
жителей туманного Альбиона.
По словам неонацистов, они выступают за чистоту арийской расы. Гонению
с их стороны подвергаются не только негры, но и кавказцы, китайцы,
являющиеся, по мнению бритоголовых, главной помехой гармоничному
существованию коренного населения того или иного государства, которое
защищают
Ирокез - лучшее украшение для девушки в стиле панк.
"скины". Однако не каждый пожелавший стать "скином" сразу им
становится. Для этого вовсе не обязательно брить голову и делать
татуировку кельтского креста. Более того, многие неонацисты, которые
участвуют в погромах, не бреются налысо, чтобы не выделяться из толпы,
привлекая к себе лишнее внимание. Скинхеды узнают друг друга по манере
одеваться, по нашивкам на рукавах и надписям на майках, смысл которых
известен лишь немногим. Например, очень многие носят одежду с цифрами
14 и 88. Ничего не значащие для непосвященных цифры для скинхеда
священны. Цифра "88" -это порядковый номер двух "Н" в немецком алфавите
и обозначают они "Heil Hitler!" "14" .-символ фразы на английском языке
из 14 слов: "We must secure the existance of our people and a future
for white children" ("Мы должны сохранить существование наших людей и
будущее для белых детей"). Также отличительной чертой скинов являются
кирзовые военные ботинки, зашнурованные белыми шнурками (что
символизирует господство белой расы над "цветными"). Люди становятся
"скинами" в основном потому, что находят для себя идею, которая делает
их частью общества. Они находят себе врагов, без которых, как известно,
жить скучно. Кроме того, идея превосходства белой расы позволяет им
чувствовать себя хозяевами жизни только потому, что у них белый цвет
кожи.
|