Головна » Статті » SKA |
Как появилось ска
Ранняя культура Ямайки. Чтобы полностью понять происхождения ска
иувидеть все его музыкальные составляющие, необходимо узнать несколько
фактов из истории Ямайки. Остров Ямайка был впервые посещен европейцами
в лице Колумба в 1494 году. Британия выиграла право на колонизацию и
стала завозить рабов с западного побережья Африки для работ на
построенных плантациях. К 1807 году, на английских плантациях, в самой
жестокой рабовладельческой системе в мире, работало около двух
миллионов негров. Они старались сохранить свою родную философию и
создали свою собственную систему верований и ценностей. Некоторые формы
африканской музыки, как Бурру (Burru), были разрешены белыми
хозяевами, которые считали, что она поможет рабам работать более
целеустремленно и с большей производительностью :). шзредка, музыканты
из рабов должны были развлекать хозяев. Форма этих выступлений походила
на карнавал, когда рабы одевались как короли, королевы, принцы и лорды
и играли на забаву плантаторам. В 1960-х, уже во времена Ска, эта
традиция продолжилась, когда музыканты стали брать себе "титулы", такие
как : Prince Buster, Lord Tanamo, Duke(Герцог) Raid, и т.д. После
освобождения рабов в 1834, на Ямайке наступила "Эра Возрождения", что
дало рождение двум религиям, которые оказали влияние на ска. Pukkumina
основы-валась на элементах унаследованных из африканских ритуалах, где
использо-вались хлопки в ладоши и топанье ногами в качестве
"ритм-секции". Типичные "hup, hup, hup" и "Ch-Ka-Ch-Ch" вокальные
перкуссии до сих пор остаются в ска. Примеры всему этому можно услышать
у Skatalities "Guns of Navarone" и Madness "One Step Beyond". Другая
религия называлась Zion Revival была популярна в районах, где
жили европейцы. Она характеризовалась вокальной импровизацией и
меняющимся ритмом и сопровождающимися хлопками, топаньем и барабанами. Менто. Менто обычно называют смесь африканских ритмов и европейских мелодий (они привезли на остров кадриль), которая была популярна в 1940-х и 1950-х. Это акустическая музыка, часто исполнявшаяся на улице. Она исполнялась на таких инструментах как гитара, банджо, калимба (африканское пианино) и бонго (не знаю что это такое). Музыкально менто похож на Карибскую румбу (Carribean Rhumba). Мелодии менто используются и сейчас с новыми текстовыми основами.Влияние джаза. Духовые оркестры изначально прибывшие на Ямайку вместе с британскими войсками постепенно стали смешиваться с островной музыкой. Особенно интересна была программа Alpha Boys Catholic School, в западном Кингстоне. Учителя этой школы включали джаз в образовательную программу. Многие известные ямайские музыканты учились в этой школе: Tommy McCook, Don Drummond (The Skatalities) и др. По окончании школы, некоторые выпускники начиналииграть в джаз-бэндах, влияние на которых оказывали такие американские звезды, как Duke Ellington и Count Basie. Но большее влияние на ямайских музы-кантов оказывали небольшие ритм-энд-блюз банды. Американская R&B радио станции, вещающие из Мемфиса, Майами и Нового Орлеана смогли открыть АМ радиостанции на Ямайке. Эти станции были очень хорошо приняты ямайской публикой, которая уже устала от ВВС-радиоповторов, которые ставилась Национальной Радиовещательной Компании "Radio Jamaica".Саунд-системы и ямайская звукозаписывающая компания. Растущая радиоаудитория дала жизнь ямайской звукозаписывающей индустрии. Стали появляться энтузиасты от музыки (операторы саунд-системы), которые с помощью переносной аппаратуры устраивали танцевальные вечера. Эти операторы оказали огромное влияние на ямайскую музыкальную культуру, так как именно они "ставили в ротацию" пластинки и от них зависело, что слушала публика. Также операторы были главными потребителями импорта записей американского R&B, то есть они часто ездили в Америку, чтобы прикупить там музыкальные новинки. Многие даже отдирали этикетки с названиями группы и альбома, дабы конкурент не мог подсмотреть и пополнить свою коллекцию тем же. Самыми известными среди операторов были Duke Reid и Clement Dodd, и именно среди них разразилась война за слушателей. Вскоре Duke Reid придумал нововедение в виде "dance hall crashers", задача которых заключалась в создании всяческих помех конкурентам во время танцев. Они приходили на танцы и устраивали драки с посетителями (которых называли "rude boys") и громили оборудование. Рождение Ска. Как и менто, ска родилось на стыке музыкальных стилей. Скрестив менто и джаз получили новый стиль изначально называемый "Shuffle". Видя популярность американского R&B, некоторые артисты примешали блюзовые аккорды, буги-бас и гитарный ритм менто. Акцент был положен на слабую долю. Новый музыкальный стиль был прозван "ска". Первым, кто исполнил его были Ernest Ranglin и Blus Buster. Ска очень быстро стал очень популярным стилем на Ямайке. Его успех совпал с дарованием независимости Ямайке и отбытием всех англичан с острова в 1962. Появилась новое отношение к родной музыке и гордость за нее. Вскоре всю Ямайку охватила ска-лихорадка, ска стала национальной музыкой. Музыкальные продюсеры попытались ее экспортировать, чтобы остальной мир познакомился с величайшим изобретением туземцев. Делегатами от Ямайки стали Byron Lee and the Dragonaries, Jimmy Cliff, Prince Buster. На раннее ска-движения и тексты сильно повлияли религиозные верования эры Возрождения. Rude-boys. В 60-е годы гетто Кингстона и других городов Ямайки было наводнено безработной молодежью. Эта молодежь была далека от оптимизма, присущего раннему ска. Они называли себя руд-боями("rude-boy" - грубый парень) и были первыми слушателями ска на Ямайке. Они упорно не хотели работать и протестовали против экономических притеснений. копировали внешний облик голливудских гангстеров нося черные костюмы, галстуки и тирольские шляпы, такие наряды можно увидеть в фильмах Тарантино "Бешенные псы" и "Криминальное чтиво". Руд-бои часто жили вне закона, их часто называли "Scofflaws" (насмехающиеся над законом). Лирика ска, часто отражает жизнь и время например The Soul Brothers "Lawless Street", The Heptones "Gunmen Comin to Town", Desmond Dekker "007 Shanty Town", Dandy Livingsone ""Rudi, A Message To You". Clement Dodd продюсировал молодую группу The Wailers, которые называли себя "rudies". Манера танцев, также повлияла на ска - они танцевали медленно, ритмично двигая руками вперед-назад и принимали угрожающие позы(!!!). Вследствие этого и сама музыка стала более угрожающей. Басовые линии стали более синкопированными (пропуская сильную долю), отвергая легко "шагающий" стиль. От RockSteady к Reggae. В 1966 году люди почувствовали усталость от настойчивого бита ска. ш ска замедлился и появился rocksready. Некорые говорили, что в большей части повлияло жаркое ямайское лето, но на самом деле повлияло продолжающееся влияние американского ритм-энд-блюза. С середины 60-х он развился в более гладкий соул. Влияние же одного из религиозных верований Растафарианства привело к тому, что ска и рокстеди развились в Регги. В 20-х годах один из лидеров борьбы за права негров на Ямайке Маркус Гарви выдвинул идею движения "Обратно в Африику" ("Back To The Roots"), получившую массу последователей среди черного населения. Опираясь на Библию, он пророчествовал, что негров Ямайки спасет от господства белых великий черный из Африки. ш когда в 1930 эфиопский магнит Рас Тафари был коронован как император с имненм Хейле Селассие, негры решили что пророчество сбылось. Рас Тафари был признан живым Богом и шзбавителем, а его почитатели растафарианцами. Они избегают употреблять мясо, табак, вино и соль, обожествляют Африку как "отчий дом" и не стригутся, завивая волосы в длинные локоны ("дреды"), которые являются антеннами в духовный мир. А еще они курят ганджу, что не считается грехом и очень распространено. Регги и до-селе является доминирующим музыкальнымнаправлением на Ямайке. В 1968 году активность ямайских музыкантов играющих в стиле ска значительно снизилась, многие переключились на более модный рокстеди, а затем и реггей. Ярких исполнителей в Америке и Европе не появилось. Затишье продолжалось около десяти лет. Ска заявил о себе с новой силой в конце 70-х и не на Ямайке. Первая волна ска закончилась к 1968 году.Рождение британского ска. Вместе с иммигрантами в 60-х, ска пришло в Британию и получило название "BlueBit". Первым международным хитом стал "My Boy Lillipop" Millie Small. Он был записан в Англии в 1964 на Island Records, в записи также учавствовал молодой мод Род Стюарт (Rod Steward) только начинавший свою музыкальную карьеру. Ска приобрело популярность среди модов и последовали несколько хитов, причем в Британии они стали ими лишь спустя несколько лет после того, как были записаны на Ямайке. В 1969 году "The Israelits" Десмонда Деккера стал первой композицией с Ямайки, ставшей №1 в британских чартах. TwoTone. В 1979 году ска испытало возрождение интереса к себе. Сначала, это произошдо только в Британии, но затем эта волна распространилась на весь остальной мир. Наиболее интересные группы, которые прошли через это: The Specials, Madness, The Beat, The Selecter. Все эти банды записывались на лейбле "TwoTone Records", открытом клавишником The Specials Джерри Драммондом. Лейбл был назван так в честь двуцветных косюмов, котрые носили первые звезды ска Ямайки в 60-е и отражал расовое равенство в группах записывающихся на нем. Эмблемой стал Уолт Джабско (Walt Jabsco), придуманный на основе ранней фотографии Питера Тоша ("The Wailers") персонаж. Все TwoTone группы придерживались настроения и философии первой волны ска. The Specials получили свое имя в честь одной из ранних записей, сделанной одним из операторов для саунд-системы на Ямайке, а Madness в честь одной из песен Принца Бастера. Группы часто делали каверы ранних записей первой волны, и не старались выдать их за свои, говоря, что если песня вам нравится, вы тоже можете попробовать сыграть ее. В то же время некотрые поклонники считали, что каверы являются оригиналами. Популярность таких каверов вызывала спрос и на оригиналы: например запись Syrmap "Skin Head Moonstomp" попал в чарты спустя лишь десять лет после первого релиза. Также интересно, что Принц Бастер заработал больше денег на авторских гонорарах, чем на продаже своих альбомов. Несмотря на тот факт, что TwoTone саунд опирался на уже существующие записи, он был довольно свеж и нов. Эра панк-рока установила новые музыкальные правила и вторая волна впитала всю его энерги. 2Тон записи отличаются быстрым темпом и более выпуклой инструментальной партией. Все группы были молоды и являлись выходцами из рабочего класса, что и отразилось на лирике и отношении к жизни: школа, работа, политика, преступная жизнь, расизм, любовь, веселье.Третья Волна. Хотя в Британии, Европе и немного в Австралии ска было очень популярно, всем было очень обидно что Америка относилась к 2Тон группам равнодушно. Группы как The Specials и Madness считались слишком английскими, возможно благодаря тому, что их тексты отражали их политические и социальные убеждения , а также весь угар который творился на сцене во время живых выступлений был очень далек от стадионных рок-выступлений Америки. ш вскоре ска испытало новую волну популярности. Третья волна существует во многих формах и сочетает различные стили рока со ска ритмами и инструментальными темами. Такие группы как Hepcat, New York Ska Jazz Ensemble, Jazz Jamaica и The Stubborn All Stars играют в традиционом стиле первой волны. В противоположность им на звук Operation Ivy, Reel Big Fish, Rancid больше повлиял панк-рок, их стиль также называют ска-кор (ska-core). Хотя я считаю, что ска-кор это скорее Voodoo Glow Sculls, Against All Authority, Mighty Mighty Bosstones и т.д. Также существуют тысячи групп, которые играют в стилях между ска и ска-панком. Хотя звучание всех групп разное, в каждом можно услышать какую-нибудь частичку ска (хотя ее еще надо услышать). Как и ранние волны ска, третья пробудила интерес к предыдущей. Многие 2Тон группы снова выпускают винилы и CD и выступают перед вос-торженной публикой. Некоторые из старых ска-хитов все еще чрезвычайно по-пулярны сегодня. Например комрозиция Лорда Танамо (Lord Tanamo) "I'm In The Mood Of Ska" оказалась в чартах Великобритании в 1990, спустя 25 лет после первого релиза. В 1995 The Specials выпустили альбом старых каверов Десмонда Деккера и его успех позволил им выпустить "Today Specials" (1996) и очень успешный "Guilty 'til Proved Innocent" (1998). | |
Категорія: SKA | Додав: Oi (2009-08-06) | | |
Переглядів: 2015 |
Всього коментарів: 0 | |