Этот коллектив из двух талантливых людей — уникальное
явление на украинской альтернативной сцене. Переплетая элементы рок-музыки и
электроники, SkyTrix создают действительно оригинальный и интересный
музыкальный продукт, достойный внимания даже самого прожженного меломана.
Группе SkyTrix нет и года, что, впрочем, не мешает им строить наполеоновские
планы о покорении музыкального Олимпа. Об этом, а также о великих музыкантах,
коммерции в музыке, проблемах шоу-индустрии и интернет-пиратстве поведали нам
Александр Скай (аранжировка, гитара, бас, варган, эффекты) и Максим «Дударик»
Бережнюк (дудки, сопилки, дрымба, най) во время приятной беседы, предварявшей
выступление SkyTrix в одном из столичных клубов.
- О вашей группе пока мало что известно.
Расскажите — кто вы, откуда, как познакомились?
Александр Скай: Все началось с того, что у меня появилась идея играть
авангардную музыку с элементами джаза. Хотелось делать что-то нестандартное. Я
начал собирать музыкантов, но у нас постоянно что-то не складывалось: то у них,
то у меня, то они не понимали, чего я хотел, то я сам не до конца это понимал.
Я решил поэкспериментировать с теми музыкальными стилями, которые мне нравятся,
то есть совместить альтернативу с электроникой. От электроники хотелось взять
драм-н-бейс и драм-фанк, от альтернативы — какие-то панковские течения, и
добавить сюда элементы нью-эйджа и эмбиента. Тогда с электроникой меня не
связывало ничего, поэтому я решил пригласить диджея, который бы в этом
разбирался. Мы начали играть, но ничего толком не складывалось. Тогда я решил
заняться этим самостоятельно и за год изучил все необходимые программы. А в
прошлом году познакомился с Максимом на концерте группы Merva – они как раз презентовали
сингл в Sky Hall. Максим сказал, что он тоже любитель драм-н-бейса, я и
предложил: «Так давай попробуем поиграть вместе! Но я сейчас не могу, времени
очень мало. Давай в следующем году как-нибудь пересечемся».
Максим Бережнюк: А я ще й думаю: «Що за фігня — давай зустрінемося через
рік?!». Але як раз пройшов рік і лунає дзвінок: «Привіт, чувак! Пам'ятаєш
мене?». Ну поговорили, вирішили зустрітися і обміркувати все. Якраз знову на
концерті здибались, поговорили, що хто хоче робити в плані музики. Потім
зібрались, записали одразу пару треків і залишилися задоволені результатом.
- Как родилось название группы?
Александр: Название придумал я. Оно просто как-то самой собой пришло. А со
временем мы разделили наш SkyTrix на два направления — два независимых, но в то
же время наших общих проекта под одной основой: SkyTrix — драм-панк и SkyTrix
Juice — эмбиент. Это вызвано, в первую очередь, тем, что у разных слушателей
возникает разное представление о музыке, которую мы играем. Одни думают, что мы
— эмбиент- или лаунж-проект, другие, напротив, уверены, что мы играем
драм-н-бэйс. Поэтому, чтобы не происходило путаницы и было легче заниматься
продвижением, мы решили пойти на такой шаг. Теперь под одним брендом SkyTrix у
нас два проекта разной направленности.
- А это название никак не связано с местом вашего знакомства — Sky Hall?
Александр и Максим (хором): Нет! (смеются — прим. авт.)
Александр: Тут еще такой есть нюанс: я давно пишу стихи под псевдонимом
Александр Скай. Ну и мой ник — Скай — как-то, наверное, отразился в названии. В
основном люди и знают меня как Ская. Так что решил до банальности опуститься и
обозвать группу так.
- Расскажите, чем каждый из вас
занимался до SkyTrix.
Максим: Я встиг попрацювати в різних жанрах, навіть в хіп-хопі — в мене група
була ще в Ровно, моєму рідному місті. А потім пішла рок-хвиля — Linkin Park,
Evanescence, Rammstein... Я все це потихеньку слухав, а потім з Merv'ою
познайомився. Але мене завжди приваблювала електронна музика, драм-н-бейс,
етнічні мотиви. І подумав — чому б не спробувати змішати два жанри: рок-музику
і електронщину? А потім ми зустрілися зі Скаєм і зробили ось такий проект у
двох жанрах: нью-ейдж, ембіент — більш спокійний, і драм-фанк — заводний і
припанкований.
Александр: Ну а я начинал с панк-групп. Мне тогда панк был наиболее близок,
хотя джаз и блюз мне тоже нравились. Когда я переехал из Одессы в Киев,
познакомился с ребятами, которые играли что-то среднее между авангардом и
джазом, и мне очень понравилась эта идея. И поэтому захотелось сделать своего
рода эксперимент на стыке альтернативы и электроники.
- Рано или поздно большинство инструментальных коллективов прибегают к услугам
приглашенных вокалистов, как, к примеру, та же Apocalyptica в свое время. Вы
рассматриваете такую возможность?
Александр: Да, мы сейчас хотим сделать сет из нескольких композиций совместно с
вокалисткой, которая работает в стилях нью-джаз, лаунж, чил-аут, эмбиент.
Должна получиться интересная программа. Что касается нашего драм-н-бейса, то,
наверное, сделаем какие-то речитативные моменты и вкрапления а капелла. Мы
многого еще не успели, поскольку проект возник совсем недавно — в январе.
Максим: Так, одразу після різдвяних свят ми зібралися і приступили до запису.
Александр: А заявили мы о себе как о группе уже в середине февраля — выложили
демо-записи, сделали пару релизов на различных тематических сайтах. Поэтому
можно сказать, что в феврале началась история нашей группы.
- Как вы считаете, какой вокал лучше
впишется в вашу музыку — мужской или женский?
Александр: Для каких-то лирических тем, я думаю, больше подойдет женский. А для
танцевальных — мужской. Но сейчас еще рано говорить об этом. Пока я думаю так,
а дальше будет видно.
Максим: Це все треба спочатку пробувати, а вже потім вирішувати.
- Тогда какой язык собираетесь
использовать для вокала?
Александр: Вообще хотелось бы английский, если честно. Но в некоторых фолковых
композициях более уместным может быть украинский язык.
Максим: У мене в планах є група «Камогрядеши». Можливо, найближчим часом ми з
ними зробимо одну пісню. Це молода непогана група, вони теж в галузі
електронної музики працюють, але більш комерційної.
- А ваша музыка разве некоммерческая?
Максим: Взагалі-то ми могли б вписатися в рамки комерційности, але справа в
тому, що для цього треба заробити собі якесь ім'я і співпрацювати з
продюсерськими агентствами. А так, в принципі, наша музика могла б звучати на
якихось модних показах та інших фешнах і чудово б туди вписувалась.
Александр: Сейчас действительно трудно говорить об этом. Нас пока мало знают. Я
прекрасно понимаю, что для того чтобы о нас узнало как можно больше людей, надо
сделать несколько попсовых треков, что-то танцевальное – вроде умс-умс,
добавить туда немного альтернативных дж-дж-дж...
Максим: Але дж-дж — це вже не комерція...
Александр: Почему? Смотря как сделать. Если к этому подойти с коммерческой
точки зрения, то вполне может быть. В принципе, я от этого не отказываюсь.
Посмотрим. Если мы действительно будем востребованы и популярны, на наши
концерты будут ходить толпы народу и мы будем получать кучи денег, то тогда
можно будет сказать, что да — мы коммерческий проект. Но, с другой стороны,
если наша музыка нравится и слушателям, которые привыкли к неформатным
течениям, то можно сказать, что мы работаем на два лагеря. То есть мы и формат,
и неформат одновременно.
- Надеетесь покорить стадионы,
заполучить толпы восторженных поклонников и заработать кучу денег?
Александр: Я думаю, что каждый музыкант так или иначе стремится к этому.
Максим: Так. Набагато приємніше, коли ти заробляєш гроші тим ділом, яке тобі
подобається.
- И вы собираетесь осуществить все это
здесь, в Украине? Не кажется ли вам, что ваша музыка несколько не для нашего
слушателя?
Александр: Дело в том, что мы планируем двигаться на запад, поскольку там
музыка схожих направлений уже родилась и приобрела своих слушателей, способных
ее воспринимать. У нас пока такого течения нет, как и групп, играющих похожую
музыку. У нас нет ни рынка соответствующего, ни слушателей, ни потребителей. Но
если вдруг так получится, что мы и здесь найдем своих слушателей, которым будет
нравиться то, что мы делаем, то это будет только плюс. Я вообще такой человек,
который, в принципе, воспринимает все. Может быть такой исход, может быть
другой — там разберемся. Но если уж говорить честно и откровенно, то для нашей
музыки я вижу именно западный рынок.
- Какой вообще представляется вам ваша
аудитория?
Александр: Это совершенно разные люди: и те, кто слушает ню-метал, и те, кто
любит эмбиент с драм-н-бейсом. Я разговаривал с некоторыми из наших слушателей
и сделал вывод, что люди, которым нравится наша музыка, принадлежат к очень
разным течениям. И чего-то конкретного о них сказать нельзя.
- В какой обстановке ваша музыка будет звучать наиболее уместно и органично?
Максим: Ось як я це бачу. Скажімо, ти прийшов додому з дівчиною. Хочеться
послухати якусь легеньку музичку, під вино чи під шампанське. Вмикаєш «Faces of
Nature» і прикрашаєш музикою цю романтичну обстановку. Навіть зараз, ось тут,
де ми сидимо, наша музика створила б чудову атмосферу.
Александр: Или пришел с работы, хочешь расслабиться, — включил дисочек,
послушал приятную расслабляющую музыку.
Максим: А хочеться підбадьоритися — так у нас є і такі треки! Ось у мене кум є,
так він полюбляє зранку включити композицію «Funky Shaman», і каже, вона його
так заряджає енергією, що на позитиві він виходить на балкон з ранковою кавою і
сигаретою, закурює, грає ця пісня, сонечко світить — і він у найкращому настрої
розпочинає свій день!
- Когда вы планируете представить свои
треки на носителях?
Александр: У нас планируется EP нашего эмбиент-проекта SkyTrix Juice, который
будет называться «Faces of Nature» и включать в себя четыре композиции:
«Dreams», «Sea», «Wind» и «Rain». Потом мы планируем сделать полноценный альбом
SkyTrix. Честно говоря, я пока не придумал для него название. Альбом будет в
стиле «драм-панк» или даже «инди-драм-панк». Там будет штук 10 композиций. Я
сейчас как раз общаюсь с независимым лейблом, который хочет нас издать. Мы вряд
ли что-нибудь заработаем, зато получим авторские права. Это сейчас стало нормой
— как только диск выходит, он сразу попадает в интернет.
Максим: Зараз вже не ті часи, щоб купувати диски. В інтернет виклали — і хай
люди насолоджуються.
- А сами вы покупаете диски?
Александр: Я очень давно не покупал никаких дисков.
Максим: А я десь раз на місяць купую. Буває, гуляю по Петрівці, чую якусь
музику, яка мені сподобалася, підхожу, питаю хто це грає. І часто саме так
купую.
- То есть, потребляете пиратскую
продукцию?
Максим: Найчастіше так. Тому що фінанси не дозволяють купити ліцензію. Але
стосовно українських альтернативних команд, я все ж таки намагаюсь купувати
їхні диски, а не качати. Підтримую вітчизняного виробника. А коли слухаю якісь
західні команди, то я спокійнісінько собі качаю — у них і так грошей багато, а
своїх треба підтримувати.
Александр: Насчет пиратства вспомнил такую историю. Прошлым летом я
присутствовал на первой конференции электронной музыки, где выступал один из
российских продюсеров. Он привел отличный пример того, как группа Radiohead
выпустила свой альбом, выложив его в интернете для свободного скачивания. Но
слушатели все равно покупали пластинку, и музыканты хорошо на этом заработали.
Потом группа Nine Inch Nails поступила так же, но практически ничего на этом не
заработала. Просто у Radiohead другие слушатели, ценители. Есть определенная
категория людей, которые могут послушать мр3 с целью ознакомления с материалом,
а потом пойти и купить этот диск для коллекции, если им понравилось. Но
времена, когда люди зарабатывали на продажах дисков, уже прошли. Многие
музыканты просто выкладывают свои треки в интернет для свободного скачивания,
возможно, добавляя при этом, что не откажутся от какого-то добровольного
денежного взноса на свой счет в качестве благодарности. Пиратство нельзя никак
запретить, бороться с ним бессмысленно и бесполезно. Отрицать его тоже глупо.
Поэтому есть такие варианты: либо тебе люди смогут как-то помочь финансово
сами, если ты им понравился, переведя деньги на твой счет или придя на концерт,
либо ты можешь расслабиться: ну выпустил ты диск, и что дальше? Особенно если
ты начинающий музыкант. Как об этом диске люди узнают без интернета? Лучше уж
выложить его, чтобы качали на здоровье и слушали — так куда большее количество
людей его услышит. Диск — это не способ заработать денег, это промоушн для
твоих концертов.
- Да, как говорится, прошли те времена, когда туры проходили в поддержку
альбома. Теперь альбомы выпускаются в поддержку туров.
Александр: Точно! Есть же огромная разница между тем, что ты слушаешь дома и
тем, как это звучит вживую. Иногда ведь хочется пойти именно на концерт, погрузиться
в эту энергетику.
- Кого из музыкантов вы могли бы назвать
по-настоящему великими?
Александр: Для меня одним из величайших является Ник Кейв. Он, конечно, страшно
«чернушный», но я им восхищаюсь. Из джаза я очень люблю Чарльза Мингуса — это
поколение би-бопа, 60-е, авангардное течение. Фил Коллинз для меня тоже
остается знаковым человеком. Он делал интересную музыку, пока не опопсился. А
вообще вырос я на группе Roxette.
Максим: А я ріс на різній музиці. У мене в родині меломанів не було — що по
теліку показували, те і слухали. Потім якось попалася мені в руки касета групи
Ace of Base і я заслухався ними. Потім були Status Quo... Плюс, звісно,
радянська естрада. Пам'ятаю, навіть «Руки Вверх» свого часу слухав (смеется —
прим. авт.).
- А как пришло осознание того, что вы
хотите связать свою жизнь с музыкой?
Максим: Я з самого дитинства співав: у дитячому садочку, у дитячому хорі, в
церковному хорі. Всі казали, що виросту — буду співаком. Потім батько віддав
мене в музичне училище на сопілку, а далі я пішов вже по «інструментальній
частині». Потім в Київ переїхав, поступив в інститут Поплавського. Згодом
оволодів ще десь 20 інструментами, окрім сопілки.
Александр: Ко мне пришло это осознание с группы Roxette, когда я смотрел что
Пер Гессль делает с гитарой на сцене. В 11-м классе я купил свою первую гитару.
Никакого музыкального образования не было, просто хотелось играть. Помню,
слушал тогда Green Day, Offspring, Pantera... Как-то сам развивался, учился.
Сейчас я стал уже мульти-инструменталистом: играю на гитаре, басу, варгане,
компьютере, клавишах, немножко могу и на барабанах постучать. Всему научился
сам, а со временем и на компьютере начал музыку сочинять.
- Прямо человек-оркестр какой-то! К тому
же ты упоминал о том, что ты еще и поэт.
Александр: Да. Вообще началось это с трех лет. Потом это как-то проявилось в
школе, потом забылось, а после поступления в университет опять вернулось. Я
начал писать и стихи, и песни. Сейчас я немного это пока оставил, потому что
музыка захватила меня всего, но иногда что-то записываю. Это уже стало
неотъемлемой частью моей жизни. Поэзия всегда со мной.
- Тексты для ваших
вокально-инструментальных композиций тоже ты писать будешь?
Александр: Не знаю, мы пока еще не задумывались над этим. Потом, уже в
процессе, мы с Максом решим этот вопрос.
- Какая ваша главная музыкальная мечта?
Максим: Я хочу померти так, щоб про мене потім згадували люди і казали, що ось
яка була гарна людина... Просто щоб люди говорили про мене хороші слова, щоб їм
було приємно згадувати мене, щоб не дарма прожити життя.
Александр: А мне просто хочется банально играть, приносить своей музыкой людям
какие-то положительные эмоции. Потому что наша музыка, в первую очередь,
направлена именно на позитив. И хочется двигаться дальше. Естественно, хотелось
бы, чтобы это принесло какое-то финансовое благополучие, что позволит и в
дальнейшем делать хорошую музыку, улучшая ее с каждым годом, с каждым новым
альбомом. Хочется добиться посредством своей музыки того, чтобы люди переживали
позитивные эмоции, направить их мысли в какое-то позитивное русло. Чтобы люди
радовались. Да, так и есть — позитив во всем. Даже не позитив, а пАзитифф!
(смеются — прим. авт.)
Джерело: http://music.com.ua/interviews/2009/08/07/29606.html |