Головна » Статті » СОЦІОЛОГІЯ |
Франц Кафка и анархизм
Предчувствие окончательного освобождения не опровергается тем, что на следующий день плен остается неизменным или даже ужесточается, или даже четким заявлением о том, что он никогда не прекратится. Все это может, наоборот, быть необходимыми предпосылками окончательного освобождения. Франц Кафка ![]() Еврейский квартал древнего имперского города Праги был одним из самых больших и таинственных во всей Европе. Здесь обитали раввин Лев и его легендарный, мистический слуга – «пражский Голем», франкенштейновское чудовище, сотворенное им из глины. Густав Майринк обессмертил этот персонаж и окружавшую его, ныне навсегда уничтоженную фашизмом среду в своем фантастическом романе «Голем». Кафка любил узкие, таинственные и романтические переулочки еврейского квартала, парки и старые кладбища Праги, возвышавшиеся над городом Градчаны, императорскую крепость с собором. Вырываясь из патриархального ада своего крайне консервативного и ханжеского родительского дома, он, работая в обществе страхования рабочих от несчастных случаев, хорошо познакомился с нищетой и страданиями жестоко эксплуатируемых наемных тружеников. Несгибаемая бюрократия («темное гнездо бюрократов») с ее беспощадным роком предписаний и параграфов и расистская дискриминация против него как еврея были суровой школой для чувствительного юноши. Из этой ситуации, когда на него давили со всех сторон, и выросли его анархические убеждения. Теоретические основы Кафка искал у таких авторов, как голландский либертарий Домела Нювенхюйс, братья Реклю, Вера Фигнер, Бакунин , Александр Герцен, Белинский, Жан Грав, Кропоткин . 15 октября 1913 г. он записал в своем дневнике: «Не забывать о Кропоткине!» (В то же время он с определенным скептицизмом относился к современным ему чешским анархистам. Они «так милы и приветливы, – говорил он, что нельзя не поверить каждому их слову. Но в то же время – именно из-за этих особенностей – нельзя верить, что они могли бы стать этакими разрушителями мира, как они утверждают». Кафка оказался прав. Прошло всего несколько лет и большинство тогдашних анархистов в Чехословакии или отошли от движения или подались в «коммунистическую» партию. – Прим. перев.) ![]() Кафка, очевидно, даже вынашивал планы начать новую жизнь. В 1918 г. он разрабатывал идею рабочего сообщества «Неимущие рабочие» на основе скромности, равновесия прав и обязанностей и социальной ответственности. Он симпатизировал еврейскому социалистическому движению «халуцев» («пионеров» заселения Палестины коммунами - киббуцами) и мечтал отправиться туда и жить жизнью простого ремесленника. Одновременно он был пламенным антимилитаристом и в 1914 г. с омерзением отверг патриотические военные призывы. В 1920 г. он говорил юному музыканту и литератору Густаву Яноуху: «Поэты пытаются заменить людям глаза, чтобы тем самым изменить действительность. Поэтому они, в сущности, враждебные государству элементы, – они ведь хотят перемен. Государство же и вместе с ним все его преданные слуги хотят незыблемости». А о капитализме он отзывался так: это «система зависимостей, идущих изнутри наружу, снаружи вовнутрь, сверху вниз и снизу вверх. Все зависимо, все скованно. Капитализм – состояние мира и души». Кафка решительно отвергал партии и официальные организации «рабочего движения»: «Люди так уверены в себе, решительные и хорошо настроены. Они овладели улицей и потому думают, что овладели миром. Они ошибаются. За ними уже стоят секретари, чиновники, профессиональные политики – все эти современные султаны, которым они готовят путь к власти… Революция испаряется, и остается только ил новой бюрократии». Кафка уже провидит, что надвигается не социальная революция, а нечто беспощадно-мрачное, «затейлоризированная» жизнь, «господство зла», когда «человек превращается в тень, перестает быть живым существом». Он предчувствует наступление фашизма: «Я думаю, что антисемитизм захватит и рабочих. Это видно уже в ведомстве страхования рабочих от несчастных случаев. Оно – результат рабочего движения. Оно должно быть наполнено светлым духом прогресса. И как же там все выглядит? Ведомство служит темным гнездом бюрократии, в котором я – единственный еврей, для парада». Кафка умер 3 июня 1924 г. от туберкулеза. Он был избавлен от жуткой, «кафкианской» действительности грядущего нацистского рейха, который отправил его семью в газовые камеры и навсегда сделал его любимую Прагу совершенно другим городом. Источник: Anarchistischer Taschenkalender 1996. Перевод Вадима Дамье. По-русски опубликовано в газете «Прямое действие» (№ 11, 1998). Источник в сети . Джерело: http://www.kras.fatal.ru/kafka.htm | |
Категорія: СОЦІОЛОГІЯ | Додав: DIYCLAB (2007-05-13) W | |
Переглядів: 874 |
Всього коментарів: 0 | |