"Иногда я его ненавидел. Я его мордовал даже. Иногда я к нему великолепно относился. Он был очень многогранным, этот "Ник Рок-н-ролл". Я не могу сказать, что он был либо подлец, либо клевый чувак - и то, и другое. Но новый "Ник Рок-н-ролл" будет резко отличаться от предыдущего. Все, с тем парнем я простился". Ник Рок-н-ролл, из интервью газете "Этажи", февраль 1994 года. Российский андеграунд существует не со вчерашнего дня. Когда одни (в прошлом - тоже подпольщики) давали интервью престижным столичным изданиям и собирали тысячные стадионы, другие по различным причинам уходили в подполье. Там рождались и становились свои герои: художники, поэты, параллельное кино, самиздат. Янка Дягилева, Егор Летов, XЗБ, "Комитет охраны тепла". Одним из самых ярких явлений русского экстремального рока был и остается Ник Рок-н-Ролл. Настоящее имя Ника Рок-н-Ролла - Кунцевич Николай Францевич. Родился 7 августа 1960 года в Оренбурге в семье профессора. Его мать, переводчица, владеет семью языками. 1977 году собрал свою первую группу под названием "Мазохист". После сфабрикованного обвинения в фашизме и прочих грехах подвергался преследованиям властей и гонениям вплоть до ссылки, которую отбывал в маленьком поселке в Магаданской области. Наибольшая известность к Нику пришла после образования в 1989 году во Владивостоке группы "Коба", с которой он изъездил с концертами всю страну. Именно на этот период приходится возникновение легенды о Нике Рок-н-Ролле, суперзвезде андеграунда. В середине 90-х Ник уехал в Тюмень. Некоторое время во Владивостоке о нем ничего не было слышно, затем, по мере развития Интернета и электронной почты, стали появляться новости. Говорили, что Ник остепенился, стал директором тюменского рок-центра, имеет (о ужас!) свой кабинет и вхож в коридоры тамошней власти. Потом стало ясно, что "русский Игги Поп" жив и умирать не собирается - он собрал новую группу и даже дает концерты в Москве. В этом выпуске NEO - Ник собственной персоной. * Несмотря на то, что к московскому шоу-бизу ты не имеешь никакого отношения, твое имя периодически всплывает на страницах разных тусовочных журналов типа "ОМ". Тебя это не удивляет? - На самом деле нет, потому что мир состоит из информации, и если кто-то помещает мои фотографии в журналы, значит, он решает так поступить. Другое дело - вывески, под которыми эти фотографии появляются, но "ОМ" - на то и "ОМ". Чем это объяснить - вопрос не ко мне. * Что происходило в твоей жизни со времени отъезда из Владивостока? - Событий было много, и основные - еще впереди. Но все, что было, каким-то образом влияло на то, что я бросил пить, стал заниматься творчеством, у меня появилась группа "Трите души", которой я очень горжусь. Со времен "Кобы" у меня такой группы не было. Написано много новых притч, то есть песен, выпущен новый альбом "Вечник. Траур и туш". Мы посетили ряд городов с концертами - играли в Москве, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге. Я был директором рок-центра "Белый кот", делал фестивали и концерты, например, в 1998 году организовал два выступления вашего земляка Анатолия Погадаева в Тюмени. * Что такое рок-центр "Белый кот"? - Это клуб, где каждый понедельник происходят концерты. У него есть свой сайт в Интернете и своя газета "Артефакт". У нас хороший свет и достаточно хороший звук. Это единственное место в Тюмени, где есть хорошая акустика, спасибо техникам из творческого объединения "Овация". Все сделано для того, чтобы люди играли и получали какую-то отдачу. Каждый понедельник бывает до 400 человек, иногда больше - скажем, группа "Нева" может собрать и все 500. Приходят, в основном, студенты. Те, кого называют неформалами, тоже ходят. Они забавные. * Ты сказал: "... я был директором". Почему был? Отошел от дел, переключился на другое? - Я консультирую, помогаю молодому, перспективному директору Наталье Юрьевне Руссковой-Грецкой, ей 22 года от роду, она - коренной житель Тюмени и раньше никакого отношения к рок-н-роллу не имела. Это человек с ассоциативным мышлением, с деловой хваткой, которая реально мыслит, реально живет в этом материальном мире. Все, что я мог сделать, я сделал, такая вот отходная, Руслан... Но совсем от дел не отхожу, помогаю, пока Наталье это нужно. Потому что есть новые планы и перспективы: своя радиостанция, свой отель, стиль жизни. * Отель? - Отелем может быть, например, дом, который ты купил. Главное - как его сделать! Это должны быть такие хорошие, чистые номера для музыкантов, свой видеозал, то есть свой мир. Я по себе знаю, что такое комфорт и дискомфорт. Ведь в том дискомфорте, которым является рок-н-ролл, по большому счету, должно быть какое-то удобное место, где можно остановиться, отдохнуть, побалдеть с девчонкой... Я считаю, это важно. * Откуда появилось само название клуба - "Белый кот"? - Белый кот - это существо мифическое, альбинос... Без комментариев! Определения я не могу дать. * Назови, пожалуйста, самые крупные акции, которые провел рок-центр? - Их было много, но самыми значительными были фестиваль "Тюменские куранты", который проводится ежегодно, начиная с 1997-го, и Всероссийский фестиваль женского вокала "Сирин-98-99", на котором выступали Умка, Ольга Арефьева, Ольга Дзусова, группа "Бабслей", Рада и "Терновник", Инна Желанная, и многие другие. * С кем из Владивостока ты держишь связь? - Иногда мы переговариваемся по телефону с первым и единственным моим менеджером Александром Геннадьевичем Иржевским, слышал голос Вити Пьяного, хочу очень их видеть, но чаще всего мы видимся с Толиком Погадаевым, который живет сейчас в Москве. Видел Леню Штительмана, такой же балбес, абсолютно не изменился. Иногда передают приветы на сайт рок-центра - что... даже слова такого нет, как это радует! * После этой статьи приветы, наверное, будут передавать чаще - во Владивостоке тебя помнят. Приезжай в гости. Планов не было? - Они есть. Вопрос только в том, как это сделать. Хочу повидать всех, кто жив и при памяти в городе Владивостоке, особенно хочу увидеть Саню Иржевского, Олежку Завгара и всех, кто когда-то вошел в мое сердце. И показать группу "Трите души". * Было бы здорово увидеть у нас новую группу Ника Рок-н-Ролла на совместном концерте с "Гражданской Обороной" (которая НИ РАЗУ, НИКОГДА не приезжала во Владивосток). Когда я сказал об этом, мне ответили, что такая афиша, в принципе, невозможна, потому что Ник и Летов - смертельные враги. Так ли это? И реально ли сделать такой концерт? Только представь, сколько людей бы вы собрали. Если не с ГО, то с кем ты мог бы выступить? - Ну, смертельные враги - это сильно сказано. Дело в том, что Егор долгое время говорил что-то обо мне, с кем-то меня постоянно путал, но не в этом даже дело... Дело в том, что я позволил себе выразить свою версию Янкиной смерти. Я больше не буду к этому возвращаться. А по поводу концерта отвечу вопросом на вопрос: есть ли у вас человек, который сможет заняться организацией такого проекта? Если посмотреть на все со стороны, то, наверное, это был бы убойный концерт! Кроме ГО, я думаю о "Йеху" - почему-то мне кажется, "Йеху". Но все-таки, с ГО это было бы круто. С "Йеху" это был бы просто один из концертов, но вот с ГО - да, это было бы интересно, это было бы действительно интересно... * Самые радостные моменты, которые происходят сегодня в молодежном движении в Сибири? - Наверное, это фестивали, новшества различные... Честно говоря, меня ничто особо сейчас не впечатляет, но движение происходит. Идет некое брожение, к которому я тоже причастен. Меня интересует процесс. * Какая музыка слушается? - "Йеху", "Смысловые галлюцинации", Чичерин, а из зарубежных для меня как была группа Bauhaus, так она и осталась в моем сердце. Слушаю этнику, симфоническую музыку, диско - я ведь всеяден, в общем-то. * Ты находишься в эпицентре музыкальных событий, происходящих в Сибири, а из этой части страны вышло много известных в мире русского рока людей. Появляются ли новые по-настоящему интересные имена на вашей сцене? - Хочу поздравить Россию с тем, что появился человек, какого не было со времен Александра Башлачева - это Алексей Шляков, лидер группы "Нева". Кроме него, я бы выделил группы "А.Т.О.М." и "Граффити". Их вообще-то много, и все они достаточно эклектичны - как и сам мир, который имеет свойство повторять свои комбинации. * Есть метрополия и есть провинция. И там, и там играют рок-музыку... - Я не знаю, что такое провинциальный рок. И я говорю это, не понтуясь особенно, потому что для меня этого понятия не существует. Все зависит не от географии, которой больше нет (это говорю я, Ник Рок-н-Ролл), а от того, что находится внутри каждого. Все лучшее - в живом. * Что ты думаешь о музыке, которую называют "влад-поп"? - Во-первых, я прекрасно понимаю, что после того, как "Мумий Тролль" перестал быть местечковой достопримечательностью, а стал таким вот всесоюзно-всемирно известным коллективом, можно называть "влад-попом" что угодно. Но лично мне этот термин непонятен, и я абсолютно не знаю, что такое "влад-поп". Нет, я помню "Совет ветеранов санэпидемстанции", "*Седьмой прохожий*", "Туманный стон", "Листья травы", я их прекрасно помню, но назвать это "влад-попом"?! Прости, Руслан, я понятия не имею, что такое "влад-поп". Если ты имеешь в виду группы, которые косят под "Мумий Тролль", так их всегда было много: "Ласковый май-1", "Ласковый май-2". А назвать это явление "влад-попом" не хочу, потому что нет такого направления в музыке. * "Мумий Тролль"?... - ... Макар? Дэйв? Макс Немцов? Олег Завгородний? Миша Павин? Леня Бурлаков? Для меня всегда были интересны люди, которые участвуют в процессе. Когда я впервые смотрел клип "Мумий Тролля" в Клубе моряков (могу путать названия), я просто опешил: по всем канонам эта группа должна была исчезнуть в пене перестройки. Однако она не исчезла, поэтому честь и хвала Лене Бурлакову, который вложил очень много сил и энергии в то, чтобы эта группа стала явлением. А что касается Ильи Лагутенко, помнится, мы однажды с ним довольно деятельно выпили водки. Из всей этой мажорской тусовки Илья мне всегда импонировал. * В лице Ника Рок-н-Ролла наше кино могло бы приобрести замечательного актера. Не было предложений сниматься? - В 1996 году в Свердловске нашелся человек, который к тому времени уже сделал ряд научно-популярных фильмов - Татьяна Павловна Погорелова. По сценарию я должен был играть человека, который номинально является рок-звездой и заканчивает жизнь самоубийством. Смерть этой рок-звезды потрясает его друга, и он решает спасти человечество от суицида, то есть такой научно-популярный фильм, с психологами и психоаналитиками. У меня должна была быть игровая роль. Но фильма не получилось, потому что я подумал о том, что это... чушь какая-то собачья. Вот. Больше предложений никаких не поступало. Что касается кинематографа, то да, сейчас мне это гораздо интересней, ближе, драйвовее, чем то, что называется сейчас рок-н-роллом. В одной из моих новых песен есть такие слова: Монотонный аккорд электрогитар, Бутафорный восторг, крик из толпы Превратились давно в карточный дом с вывеской "Купи!"... Рок-н-ролл - это слишком мелко в том виде, в каком он сейчас существует. А если говорить о группе "Трите души", с которой я сейчас играю, это, скорее, театр - "Театр для психоделического бита" с героем, имя которому Ник Рок-н-Ролл. Сейчас мы готовим новую программу, уже есть название - "Параслез". * Значит, Ник Рок-н-Ролл жив по сей день? Ведь, судя по афишам, лидером группы "Трите души" является Николай Кунцевич. - На самом деле не так все. Исполнитель текстов Николая Кунцевича - Ник Рок-н-Ролл, вокалист группы "Трите души". Существует ли Ник Рок-н-Ролл сегодня? Я хотел бы пообщаться с теми людьми, которые бы меня поняли, которым я мог бы посмотреть в глаза, сделать операцию на сердце, с которыми я мог бы провальсировать по всему миру, с которыми мог бы скрасить свое одиночество... Ник Рок-н-Ролл существует. Ник Рок-н-Ролл навечно, он навсегда, и это - не риторика и не пафос. "Жизнь с рок-н-роллом" - интервью с Ником Рок-н-Роллом (2002) *Кто такой (и что такое) Ник Рок-н-Ролл - незнающему не объяснить. Его любят называть "русским Игги Попом ", - но формальной принадлежности к панк-тусовке, легендарного окружения, внешнего эпатажа, даже определенного мелодического (случайного, впрочем) сходства "Старухи" с "The Passenger" все же недостаточно для того, чтоб проводить четкие параллели. А уж Николай Францевич Кунцевич с Джеймсом Остербергом и вовсе не имеет ничего общего.* *Игги Поп - всегда Игги Поп . Ник Рок-н-Ролл - всегда разный. Даже не в том дело, что он постоянно меняет города и музыкантов, а судьба его завязана узлами похитрее морских. Каждый его концерт - отдельное событие (и для него тоже). Каждый разговор - отдельная жизнь. Многие его боятся: в нем всего чересчур. Он чудовищно фактурен. Он великий актер. Изумительный собеседник. Он... да что там, его просто надо видеть. В последнее время Ник зачастил в Питер - в апреле выступил на "СКИФе" и в клубе "Молоко", в июне - на фестивале "Окна открой" и в "Орландине". Как было не встретиться?* *Что ты делал в последнее время? Ник Рок-н-Ролл:* Я в Тюмени продолжаю культуртрегерствовать. Приглашаю туда различных хороших людей. 24 апреля играл Сергей Летов с САКС-МАФИЕЙ, 10-12 мая - 4-й фестиваль женского рок-вокала "Сирин"... Что касается группы ТРИТЕ ДУШИ, то это последние наши концерты. Мы уже попрощались с Москвой... *Что значит "попрощались"? Ник:* Мы закрываем проект в том виде, в каком он сейчас есть. *Почему? Ник:* Мы чуть было не вляпались в очень некрасивую историю: это та самая знаменитая клубная карусель, когда уже абсолютно теряются и атрофируются какие-либо чувства, эмоции. Играешь в том клубе, этом клубе - это замкнутый круг, это мертвяк. Джонни Роттен когда-то пел: "Выйти из-под контроля". Мы чуть было не попали под этот контроль. Для того чтобы рубиться, играть в рок-н-ролл по-взрослому, как принято сейчас говорить, нужно провоцировать ситуацию, провоцировать ее постоянно. Нужно изменить структуру тела, - коли уж выходить, так выходить, - и сделать новую генерацию. Все эти пиары, ротации - это вчерашний день. Это технологии, которые достались нам в наследие от советского времени. Естественно, парням уже не хочется играть одну и ту же программу, да и мне уже не хочется все это делать - по той простой причине, что здесь, внутри меня, продолжает жить этот парень, Коля Рок-н-Ролл. Я попробовал поиграть в Ника Рок-н-Ролла, - нет, Коля Рок-н-Ролл гораздо сердечнее. И если мы сейчас сделаем все так, как мы хотим, то не будет никаких "и" в названии. Будет группа ТРИТЕ ДУШИ, где есть вокалист Коля Рок-н-Ролл, бас-гитарист Иван Баженицкий, гитарист и композитор Олег Румянцев и барабанщик Сергей Шестаков. И Толя Погодаев с нами еще сейчас играет. *Это постоянный состав? Ник:* У нас произошла очень неприятная история, - никому об этом не говорил, а тебе скажу. В марте было три концерта, и Джейк - теперь он Дима Пашкин - просто не приехал на концерт. Мы в любом случае отказались бы от его участия, - потому что есть такие люди, которые себя оставляют позади. Он оставил себя в альбоме "Падре". И те репетиции, на которые он опаздывал, - хотя ребята приезжали на них из Свердловска в Тюмень, - и те риффы, которые он предлагал в новых вещах... они были слишком хардовые. Естественно, мы будем заменять инструмент, - возможно, это будут клавиши, возможно, что-то еще... Мы отказываемся от гитарного звучания, и я все больше склоняюсь к тому, что это будет, скорее всего, рок-театр. *Это естественный ход? Ник:* Да, - прежде всего, потому что ниша сквозит. Если рубиться, то на большой сцене, чтобы был светооператор, который ездил бы с нами, чтобы был звукорежиссер, который ездил бы с нами, чтобы был, скажем, пластический дуэт - я их называю "image people", люди-образ. Потому что каждая притча, которая будет рассказана, должна четко читаться, должна быть иллюстрирована. Слишком много произошло событий, слишком много ушло в небо. Наивно думать, что всё на небе - нет, именно в небо. Это целая история... Но у меня нет времени, нужно спешить. Это необходимо, это не поспешность, все было сделано верно. А что касается Джейка, который ушел из группы, - когда человек в себе прерывает свою историю, он возвращает себя имя: Дмитрий Пашкин. Джейка больше нет, Джейк - примочка. На самом деле это очень серьезно, это как карма. И вот это то, что переполняет меня, я по-другому начинаю смотреть на все истории, которые были не выдуманы. И эти истории нужно запечатлеть. Самым лучшим запечат-ляющим моментом может быть только театр. Потому что лучше меня рассказать историю парня по кличке Коля Рок-н-Ролл никто не сможет. Я его создал. Выражаясь современным языком, Ник Рок-н-Ролл - это мой брэнд. Я предполагаю, что появится когда-нибудь режиссер, появится фильм, который четко расскажет об этом герое. Я предполагаю, что время героев - приходит. *Разве, наоборот, не уходит? Ник:* Нет! Потому что я сегодня звонил Алексу Оголтелому, и у него все отлично, он снова работает там, где работал, он репетирует... Герои культуры почувствовали дно, герои вышли на поверхность! И новый тип героя, - если говорить о рок-н-ролле, - это нормальный человек без определенного возраста, но с определенным местом жительства. И это место жительства - его сердце. А в его сердце - рок-н-ролл. *Как ты в Питере себя чувствуешь? Ник:* Честно? Волнуюсь, потому что для меня город Ленинград, он же Питер - это своего рода отчет о проделанной работе. Я сюда ехал, себя накручивал - а, блокаднички! - но... Я ж Питере никогда не играл! Ну, играл в "НЧ/ВЧ", на квартирниках, а нормальные концерты - в первый раз! Я продолжаю считать Ленинград городом трех революций: буржуазной, октябрьской и рок-н-ролль-ной. Я действительно считаю, что концерт здесь - все равно, что выпускной экзамен. Мне действительно обидно, что я читаю FUZZ и вижу - я ведь имею право на свое высказывание? - все больше и больше такой странной "фирмы". Я не ретроград, с Юлей Чичериной, скажем, мы друзья, но многое - такое фуфло! Помнишь, одна певица, Мелани Сафка, спела: "Что они сделали с моей музыкой?" Я, наверно, усложняю, я слишком засибирился... *Расскажи про "Падре". Что это было? Ник:* Сначала были концерты. И так получилось, что Олег Коврига нас спродюсировал. И я считаю, что, при всем том, что там есть звуковые огрехи при сведении, этот альбом максимально четко отразил наше рок-н-ролльное турне. Вдогонку уходящему альбому "Падре", вдогонку уходящему проекту я хочу сказать, что я горжусь моими парнями. Ты не представляешь, какие это были поездки! А падре - это отец, который живет среди селян. Это не Папа, это не поп, это не священник, - это падре. Произносится: па-ад-ре. А отдельные номера в альбоме - "Интро" и прочее - это, наверно, то, о чем кричат психоделы на всех углах, но не могут собрать свою мозаику, свои арабески в ту или эту ладонь, положить на тот палец, загнуть этот... Вот что такое "Падре", понимаешь? Это психоделическая мысль, которая, естественно, соткана из того, что называется эклектикой. Я отдаю себе отчет, что это одна из ипостасей рок-н-ролла... *А все твои предыдущие альбомы будут как-то издаваться или переиздаваться? Ник:* Я думаю, это не будет издаваться. Я ведь не сидел в каких-то гримерках и медитировал, - я лил то, что на душу льется. Выходили альбомы, - это картинки, пластмассовые письма, если хочешь. Их выпускал Бигимот, потому что мой герой тогда был на грани фола, и никто не знал, когда я из Магадана в следующий раз приеду... И ребята каким-то образом поддерживали все это. Ник Рок-н-Ролл - это публичный образ, делай с ним, что хочешь, пиши, говори... А сейчас мне 41 год - не буду понтоваться и говорить, что мне, как всегда, 3751, - и, естественно, мне хочется студии. Мы писали "Систему" - она войдет во второй диск "Трибьюта ГО ", - и я обалдел от студии. Я просто понял, наконец, что такое студия. Это такой класс! *А как по-твоему, зачем этот "Трибъют" вообще сделан? Ник:* Два номера я бы выделил из первого "Трибьюта" - БАБСЛЭЙ и Юля Тузова. Вот для этого и "Трибьют". Это, знаешь, как учебно-производственный комбинат. *Мне кажется, что лучше Летова эти песни все равно никто не споет. Ник:* Мелодичные песни, - а у Егора Летова они мелодичные - как раз и существуют для того, чтобы их перепевали. В своем "Звездопаде" он ведь тоже так сделал. Кстати, надо сказать, что мы с ним пожали друг другу руки... Мы взрослые парни, и по прошествии времени, видя много обсосов вокруг, я стал много щепетильнее относиться к тем людям, которые просто идут, как идут, и держат свою тему. Вот Егор - один из них. Что касается "Трибьюта" - ну а почему бы и нет? Мертвые ставят себе памятники - "КИНОпробы", да? - а Егор взял, и при жизни... То есть не он взял, но он был согласен, - он всегда согласен. Кто-то его перепутал с кем-то, как всегда. А человек просто песни поет, - ну, и пускай себе поет. Я вот не пою мелодичных песен. *Ты вообще актер, а не певец. Ник:* Естественно, я вот тебе и говорил о рок-театре. Не все это понимают. Потому что актер обычно живет чужими жизнями, а ты... Ник: Нет, бывает штукенция, которая произошла со мной. Я могу до бесконечности говорить о том, что такое сцена. Сцена - это субстанция. Там столько было сыграно боли, слез, радости и прочего, что она живет. И ты живешь с ней. Это не чужие жизни, это твоя собственная жизнь. Я играю Ника Рок-н-Ролла, прежде всего. А нажал кнопочку, и - бам! - я уже организую фестиваль. И мне не стыдно смотреть людям в глаза. *А они мирно живут - Николай Францевич Купцевич и Коля Рок-н-Ролл? Ник:* Скажем так: они стали жить плотнее. Они стали друг другу помогать. Раньше такая драчка была - капец! А сейчас Кунцевич Николай Францевич сильно помогает Кольке Рок-н-Роллу. Кунцевич Николай Францевич его дисциплинирует. Если бы не Кунцевич, Кольке никогда в жизни не пришла бы в голову мысль выйти на сцену. В злате и серебре. Новый рок-н-ролльный герой - это злато и серебро; мужчина, который сам за себя платит, а не выстраивается в очереди. Я не музыкант, поэтому, наверно, и избежал всего этого. *Н*ик Рок-н-ролл - одна из самых ярких личностей в рок-андеграунде. В 80-е годы его появление на сейшенах означало скандал, драку, милицию и прочие неприятности. За всем этим следовали аресты, психушки и ссылки, а также подпольная слава от Москвы до самых до окраин. Его песни были предельно бескомпромиссны. На фестивале в Подольске в 87-м году Ник резал вены прямо на сцене, после чего был прозван русским Игги Попом. Его сегодняшняя музыка даст сто очков вперед любым молодым группам по драйву, кайфу и просто рок-н-роллу. Николай Францевич Кунцевич - артист, поэт, философ, исследующий пограничное состояние души между жизнью и смертью, последователь Арто , Мамлеева , потомственный русский интеллигент. Иногда он с Ником Рок-н-роллом соглашается, а иногда - спорит до хрипоты. А впрочем, это – один и тот же человек. С некоторых пор живет в Тюмени. Недавно побывал в Москве и представил публике свой первый компакт-диск, записанный им с группой "Трите Души" под названием "Padre" - "Отец", то есть. 13 и 16 декабря его концерты пройдут в столичных клубах "16 тонн" и "О.Г.И." . Чем не повод для интервью с отцом русского панка? *Как я стал предателем* */Русский Журнал:/*/ Коля, как так получилось, что Рок-н-ролл - это ты? Или как Николай Францевич Кунцевич, профессорский сын, стал Ником Рок-н-роллом?/ */Ник Рок-н-ролл:/* В 1975-м году, живя в Оренбурге, на самой "западной границе" СССР, я познакомился с иностранцем по имени Джон Берд. Через переводчика мы с ним говорили о многих вещах, хотя он неплохо знал русский. И я понял, что рок-н-ролл - это то самое, что освобождает об ответственности очень многих людей. Ведь ответственность - это химера, как и совесть в некоторых ее проявлениях. Позже я с удовлетворением узнал о том, что в Лэнгли, штаб-квартире ЦРУ , очень неплохо отнеслись к тому, что в Советском Союзе появился агент по кличке "Коля Рок-н-ролл". И я очень доволен тем, что в те годы отвлекал будущих строителей социализма от этой ужасной работы - строить социализм. Говоря нынешним языком шершавого плаката, когда-то я был агентом ЦРУ. И очень этим горжусь. */РЖ:/*/ С агентом ЦРУ я разговариваю впервые. Расскажи, пожалуйста, как происходила твоя вербовка - "будут деньги, дом в Чикаго, много женщин и машин"?/ */Н.Р.:/* Совсем не так, как в фильме "ТАСС уполномочен заявить". С Джоном Бердом меня познакомил человек по кличке "Бизнес", игравший на скрипке в группе "Эрика" и имевший связи с иностранцами. Мне было 16 лет, а Джону - 32, и он сразу стал моим старшим братом. Он был американцем, приехавшим под видом специалиста - газовика из Венгрии - на строительство газопровода. Джон сказал мне: "Парень, тебе надо рано или поздно посетить ряд стран. А пока я буду присылать тебе журналы". И через Бизнеса я эти журналы получал, а через "Голос Америки" ведущий Юрий Осмоловский передавал мне приветы от Джона. Тогда же мне был выдан псевдоним "Коля Рок-н-ролл". В ответ Джон просил меня рассказывать об интересных ребятах, с которыми я встречаюсь. Ведь школа или ПТУ не давали возможности быть непохожим на всех. На военные заводы я не пробирался, потому что на заводах никогда не работал. Рассказывал то, что знал. А уже потом мне стало известно, что Джон работает в Лэнгли в отделе пропаганды. И сейчас, в 41 год, я очень горжусь тем, что имел какое-то отношение к Центральному Разведывательному Управлению США. Я вообще в душе американец. */РЖ:/*/ Но 76-й год с Англией скорее ассоциируется - Лондон, "Секс Пистолс", панк-революция, "анархия - мать порядка"./ */Н/*/.*Р*.*:*/ Я ничего не знал об Англии - "Голос Америки" был в Америке, а другой музыкальной волны не было. По субботам я его слушал и получал через Юрия Осмоловского разные депеши из Лэнгли. Кроме того, я постоянно смотрел "Международную панораму", которую вел Юрий Овчинников. Там я впервые и увидел английских панков - заставкой был "Sweet" почему-то. Тогда же по "Голосу" я услышал Игги Попа, альбом "Идиот". Много позже я услышал "The great rock'n'roll swindle" и понял, что "Секс Пистолс" провалились в Америке неслучайно, ведь Штаты - настоящая страна. И "Клэш" получил сто очков вперед перед "Секс Пистолс". Молодые люди послушают "Клэш", посмотрят клип "London calling" - и все ощутят. А "Секс Пистолс" - нет. Разве что одежда у Вивьен Вествуд классная. И именно сейчас надо слушать "Клэш". Ведь аутсайдер Джо Страммер изобрел свою машину времени. */РЖ:/*/ Мне почему-то кажется, что сам ты скорее от театра идешь, от жеста, от владения словом, нежели чем от панк-музыки./ */Н/*/.*Р*.*:*/ В том же году меня не допустили до экзаменов из-за неудовлетворительного поведения. И пришлось заканчивать последний класс вечерней школы. А дальше был Челябинский институт культуры по специальности "режиссер массовых праздников". И было опосредованное знакомство с рядом людей, - особенно сильно на меня повлиял пластический театр "Манекен", раскрывший мне тайны движения. Тогда они поставили спектакль "Жанна д'Арк" - и это было здорово. А когда я учился на третьем курсе, "Голос" передал о том, что в городе Ленинграде появилась группа под названием "Автоматические Удовлетворители". "Кунцевич, ты куда? У нас же революционный этюд!" - кричал декан Иван Иванович Козлов. Я там принимал участие, играл роль царя Николая Второго. А я сказал: "Нет, я поехал со Свиньей знакомиться". И помахал ему рукой. И вот я приезжаю в Питер, они все собирались у Казанского собора. И первый, с кем я познакомился, был покойный Андрюша Свинья (/лидер "Автоматических Удовлетворителей"/). Мы с ним подрались сначала, а потом пошли вместе пить. Я у него переночевал, а наутро он спросил: "Ты что, панк-рок играешь?" А я ответил: "Жизнь - сплошной панк-рок". Больше в Питере ничего интересного не было - я тогда танцевать очень любил, а дискотек там нормальных нет. Да и люди все серьезные какие-то. Один Свинья был несерьезным человеком. Тоже, кстати, Джона Берда знал. */РЖ:/*/ На дискотеках тогда небось "Дип Перпл" лабали?/ */Н/*/.*Р*.*:*/ Это я ненавидел Я ведь жил в Оренбурге напротив танцплощадки летного училища, и для меня весь "Перпл" был ВИА Оренбургского летного училища имени Гагарина. И это сильно обламывало. Кстати, когда Джон Берд узнал об этом, он дал мне задание туда внедриться. И я познакомился с капитаном этого училища по имени Сергей Шостаков, который "Перпл" любил, и выдал ему альбом "Берн". "От кого?" - спросил он. "От ЦРУ!" - закричал я на всю танцплощадку. В итоге ему так влетело! А меня поместили в психиатрическую лечебницу, где я оттягивался на полную - писал письма в ЦРУ, например: "Господин Берд, сообщаю, что заведующая отделением Сацевич созрела и готова к работе с нами". В то время у меня была группа "Мазохист". Мы выступали на танцплощадке, и я играл на органе. Первая моя песня была такая: "Я маленький мальчишка, мне десять лет/ сегодня я увидел белый свет/ по садику - дорожке, по садику гулял/ болтал-болтал я ножками, приком я болтал". Весело было! *Аллах Акбар* */РЖ:/*/ Твой новый диск вышел 15 сентября, заглавная его песня называется "Аллах Акбар". Странное совпадение получается - в связи со всеми произошедшими в мире событиями./ */Н.Р.:/* Мне кажется, что какая-то сюжетная связь присутствует во всем, но эта песня была написана в 96-м году. Я счастлив, что у этой песни много трактовок. Вместо "Аллах Акбар" можно было бы петь "Господь велик", но на сегодняшний день именно "Аллах Акбар" максимально четко отражает милитаристскую действительность мира и человечества. Сначала "Аллах Акбар" был моим оппозиционным выкриком. А потом я почему-то подумал, что на самом деле "среди несчастных мертвых нет, среди счастливых нет живых". Песня не была привязана к каким-либо определенным политическим событиям, поскольку само существование человека и есть политика. "Альбом очень мрачный, а впрочем, у меня грипп", - сказал мой приятель. Когда шла первая чеченская война, я объявил в городе Свердловске, что буду играть в бункере у Джохара Дудаева. Все поверили, а уж коли поверили, я стал говорить, что нас туда сам Дудаев и пригласил. И если нас пригласят в Израиль, а сейчас все к тому идет, то первая песня, которую мы там споем, будет "Аллах Акбар". */РЖ:/*/ Значит ли это, что радикальные коммунистические лозунги панков сменились на мусульманские?/ */Н.Р.:/* В нашей стране это может быть только формой, глубины процесса не будет. А так как у нас очень инертная страна, то и форма будет примитивной и низкорослой. Шамиль Басаев - мой ровесник. Он мог слушать и "Sweet". У него физиономия умная, не вызывающая отрицательных эмоций, в отличие от Ельцина. И хотя поколений, как и географии, не существует, я свое поколение очень хорошо знаю. Ему скажешь "черножопый" - и в ответ полетит кирпич. Так что хорошо воюют, сволочи! Я не знаю, почему мое поколение стало бандитским. Но во все времена все лучшее было в девчонках, все худшее - в парнях, их ровесниках. У меня на майке когда-то было написано: "Матриархат uber alles!". А на кожаной куртке у меня масляными красками был нарисован крест, на кресте распят я, а на груди у меня дощечка с надписью "Панк". До того, в 89-м году, у меня была другая майка: "Fuck disco, fuck metal, fuck rock'n'roll, fuck you!". А сейчас я хочу написать "Fuck ДДТ , fuck Алиса , fuck Чайф, fuck you!". И эту идею я воплощу в жизнь. */РЖ:/*/ Отечественные политики ведь тоже из твоего поколения вышли?/ */Н/*/.*Р*.*:*/ Ну да, Сережа Кириенко моложе меня, Гайдар старше. С Сережей я встречался как эксперт программы "Культурные герои XXI века". Сашу Баркашова я неоднократно бил. Он тогда фарцевал на Пушке, а мы хулиганили и били фарцовщиков. Он очень любил джинсы "Левис" и особенно "Суперрайфл". Но он продавал подделки, и однажды я его отмазал. А потом оказалось, что он - фашист. Лешка Митрофанов постоянно в рок-блеватории ошивался, и я ему говорил: "Ну что, очкарик, как дела?" А потом - бах, он уже у Жириновского . А с Владимиром Вольфовичем мы пили неоднократно у Артура Брауна, его первого имиджмейкера. Я еще спросил тогда Сережу Жарикова, что это за псих. А он ответил: "Ник, сумасшедшие - самые классные люди!" */РЖ:/*/ Правда, что в свое время ты один из немногих поддержал ГКЧП?/ */Н.Р.:/* 19 августа 1991 года, город Тюмень, жестокое похмелье, показывают "Лебединое озеро". И я узнаю, что появились ребята, которые хотят сохранить государство. Тут звонит Ваня, говорит: "Ник, хочешь похмелиться?" Глупый вопрос, конечно хочу! И вот в этом состоянии, когда уже знаешь, что тебя похмелят, я надеваю пиджак тестя, галстук и комсомольский значок. Встаю перед трюмо - и звоню в Тюменскую Службу Новостей Вале Логинову, говорю: "Я хочу сделать заявление. Я, Ник Рок-н-ролл, поддерживаю Государственную Комиссию по Чрезвычайному Положению. Считаю, что наконец появились настоящие советские парни, которые не дадут стране скатиться в пропасть вакханалии и анархии. Все". И я до сих пор этим горжусь. *Мертвые чебурашки* */РЖ:/*/ Коля! А где же панк, анархия, где ЦРУ, наконец? Нынешние антиглобалисты ведь те же панки./ */Н.Р.:/* Дело в том, что и ЦРУ и КГБ ратовали прежде всего за сохранение государства как формы. А я - человек государственный и вне государства не живу. Я не знаю, что такое панк и анархия. Я знаю, кто такие Вивьен Вествуд и Малькольм Макларен /(знаменитые модельерша и продюсер Секс Пистолс, муж и жена)/. Макларен, помнится, был неомарксистом. А неомарксисты говорили о молодежи не как о поколении, а как о классе. И уж никак не отрицали государства, поскольку только в государстве можно делать перформансы и хеппенинги и государство можно злить, только находясь в нем. И я - глобалист, я за форму, а не за проформу. Когда ты разбиваешь витрину "Макдональдса" , ты разбиваешь жизнь тех служащих, которые там зарабатывают деньги. А я очень хорошо знаю, что такое потерять работу и жить без денег. Конечно, мне было неприятно, что вместо столовняка в моем бесконечно любимом городе Москве появился "Макдональдс", но гораздо интересней мне было наблюдать очереди туда. Я - человек, который никогда не стоял в очереди, но очень много видел очередей за простынями и за водкой. Я не люблю очереди по той простой причине, что сам могу создать все, что хочет очередь. Я считаю себя индивидуалом. Ведь человек - это произведение искусства, прежде всего, а не маркетинг. А культура - удел индивидуалов. */РЖ:/*/ Двадцать лет назад Гребенщиков пел: "Где та молодая шпана, что сотрет нас с лица земли?". Позже ты говорил о "мервых чебурашках". Мне кажется, что сейчас индивидуальность стирается сильнее, чем при Советской власти. Над партийной идеологией просто смеялись, а сегодня – "Сникерс" в зубы и вперед за "Клинским". Тебе не кажетс |