Большинству неформальных субкультур присущ хедбэнгинг (Headbanging) — танец, основой которого является сильная тряска головой в такт музыке, как правило популярен на концертах. Думаю многие из побывавших на рок/панк концертах были свидетелями крауд-сёрфинга (Crowd surfing) — когда человека передают над головами от человека к человеку, там самым он «плывет» от одной части зала в другую. «Сёрфингиста» передают над головами аудитории руки нескольких человек, поддерживая вес этого человека.
Где здесь танец могут спросить многие, да в этом он то и есть, несмотря на все ассоциации которые вызывает у вас это действие по факту танец всего лишь это ритмичное движение, совершаемое одним или более людьми в такт музыке или определенно заданного ритма. Танец существовал и существует в культурных традициях всех человеческих обществ. За долгую историю человечества он постоянно изменялся, отражая культурное развитие, использовался как способ самовыражения и социального общения.
Панк — культура имеет определённо личный вид танца пого (Pogo) состоящий в подпрыгиваниях на месте, как правило, с выпрямленной спиной, соединёнными ногами и руками, прижатыми к туловищу. Назван в честь прыгательной палки пого стик, на которой можно исполнять подобные движения. В документальном фильме «The Filth and the Fury» Сид Вишес, бас-гитарист Sex Pistols, утверждал, что именно он придумал танец пого в 1976 году. Эту версию подтверждали многие, в частности, Стив Северин, бас-гитарист Siouxsie & the Banshees, рассказывавший, что сам видел, как это произошло: Сид (тогда ещё не приглашённый в состав) находился далеко от сцены, где выступали Sex Pistols, и, чтобы видеть группу, начал быстро и ритмично подпрыгивать. Одним из популяризаторов сценического варианта пого-дансинга был Джон Кинг из Gang of Four.
Пого развивался, как и сама панк культура, получивши несколько разновидностей в начале 80 годов частично трансформирует в новое действо под названием слэм (Slam) активные действия, которые включают размахивание руками, толчки, подпрыгивания, резкие выпады при которых участники толкают друг друга возле сцены. Разрешается толкать плечами, так как это является приемлемо безопасным и не ведет к увечьям, при условии соблюдения подобных правил остальными участниками, двигать участников локтями на уровне туловища, прыгать, обнявшись с кем-нибудь за плечи или просто мягко расталкивать слэмящихся. Кажется, что слэм похож на драку, ведь в нем можно заработать синяк, оттоптать кому-нибудь ногу или даже сломать руку. Однако чаще это происходит не от агрессии, а от неловкости и неумения танцующих, если кто-то упал, ему помогут встать, чтобы лежачего человека не затоптали. На некоторых мероприятиях организаторы пытаются запретить слэм и смежные действия. Иногда охрана пытается остановить слэм (что при больших масштабах крайне сложно и, порой, относится к чему-то из разряда фантастики).
В середине 80-х появляется в панк/хардкор среде еще один танец под названием Мош (Mosh) который со временем стал популярен в среде металлистов. В отличие от слэма, мош является танцем, так как он выполняется в такт музыки. Для определённых моментов композиции существуют свои вариации движений. Во время быстрых или весёлых моментов принято совершать движение под названием «2-step», которое представляет собой захлёст одной ноги за другую по очереди. Во время этого движения создаётся впечатление, будто танцор шагает, оставаясь на месте. Во время более медленных и агрессивных моментов, так называемых брейкдаунов, выполняются различные удары руками и ногами. Эти удары выполняются с разной скоростью, в зависимости от ритма музыки.
Иногда, во время танцев, имеют место движения юмористического характера, которые являются проявлением веселья, нежели агрессии. На концертах публика расступается, и в образовавшихся кругах, называемых «мош-питами», проводят несколько иные танцы, чем при слэме. Мошеры — те, кто танцует, совершая специальные движения, не пихают и не толкают друг друга. Танец профессионалов выглядит очень красиво. Не то что хаотичная масса людей, носящаяся из стороны в сторону, как при слэме.
Главное во всех этих танцах — уважение к окружающим: если кто-то упал, то ему обязательно нужно помочь встать как можно скорее. Пьяным и тем, кто с сигаретой, в мош-пите не место. Танцуя мош, не следует быть излишне агрессивным. Бывают моменты, когда кто-то случайно задевает тебя, поэтому не надо сразу бросаться в драку. Мош-пит — это не боксерский ринг, а место, где можно потанцевать.
Идеальный мош можно увидеть только на видеозаписях клипов и концертов. Там никто никого не задевает, отсутствуют любые травмы. Несмотря на агрессивную музыку, в зале царит дружеская атмосфера: все как один улыбаются, подпевают, а мошпит просто светится от позитивной атмосферы.
Мош активно развивается дробясь унифицированные течения, одними из таких разветвлений являются «Ninja pit» и «Guerilla Style»,но это более для эстетов и профессионалов ибо содержат в себе элементы акробатики и требует заранее оттренированной синхронности.
Хотя в большинстве вариаций публика активно использует элементы моша и слэма одновременно, для многих понятия мош и слэм стали тождественны. Зачастую на концертах исполузются в основном пять основ:
Skanking — самая мягкая и относительно бесконтактная разновидность слэма, которая традиционно имеет место на ска-панк-концертах. Поднимается левая нога, а вместе с ней правая рука, и наоборот, чередуя. Берущая свои истоки в ритмике стиля рэгги, техника скачка довольно интересна и своеобразна, и со стороны напоминает бег на месте или по кругу вприпрыжку.
Circle Pit — Образуется пустой круг, и в нём начинается «хоровод». Только по краям круга должно быть достаточно людей, чтобы было от кого оттолкнуться.
High Jump — Групповые прыжки в высоту. Для начала одновременно прыгать в такт музыке начинают несколько человек, остальные подхватывают и тоже прыгают все вместе синхронно. Нужно постепенно вовлечь в действие как можно больше людей.
Centre Slam — Разновидность Circle Pit. Когда группа слэмящихся оставляет «мошпит» пустым, один или несколько человек выходят в центр круга (обычно перед самым тяжёлым моментом в композиции) и по сигналу слэм-группа со всех сторон бежит в центр на тех кто стоит там.
Wall Of Death — это действие публики являющиеся самым травмоопасным видом слэма для участников мероприятия. Один из музыкантов со сцены призывает толпу разделиться на две части так, чтобы освободилось пространство перед сценой и между двумя частями участвующих в стене смерти; затем музыкант начинает объяснять правила, то есть когда группа начинает играть очередную песню, то обе стороны должны надвигаться одна на другую, сталкиваясь в центре «мош-пита» в стиле «стенка на стенку». |