Головна » Статті » PUNK CULTURE » Панк культура |
DIY –культура
С годами набралось много информации о DIY-культуре, вот решили все это как-то объединить, да бы народ не рылся как мы в свое время вылавливая инфу в разных источниках.Очень сожалеем о том , что ссылки утеряны :( Контркультура появляется в конце 60-ых как попытка понять и описать процессы, которые охватили западное общество. Этим термином изначально обозначили некую равнодействующую всех форм молодежного протеста, "вычленявшуюся на рубеже 60-70-х годов в особый тип сознания и поведения, мироощущения и образа жизни". Многие ученые и мыслители, которые видели возможный выход из кризиса западной цивилизации в создании новой этики и построении принципиально новых отношений между людьми, основанных не на конкуренции и потреблении, а сотрудничестве и творчестве, обнаружили в молодежи воплощение этих идеалов. Достаточно быстро контркультура обретает более широкую интерпретацию и начинает рассматриваться не только как протест против власти, против истеблишмента, против буржуазной культуры, а в качестве протеста против культуры вообще, культуры отчужденной и социально установившихся рамок обывателя. Согласно этой концепции культура представляет собой упорядочивающее и унифицирующее начало. Она предполагает существование определенных норм, обязательных для всех и, таким образом, подчиняет человека высоким принципам, игнорируя индивидуальность и неповторимость отдельной личности. Термин "культура" виртуально уже включает в себя процедуры схематизации, каталогизации и классификации, приобщающие культуру к сфере администрирования. Государство и законы являются неким воплощением этого разделения непосредственной жизни людей и абстрагированных, "застывших" правил и обязанностей. Подлинное же развитие человеческого духа возможно лишь через постоянное движение, некое преодоление себя, через разрушение мертвых, отживших форм. Одной из важнейших функций контркультуры является культурное обновление. Таким образом, контркультура возникла вместе с культурой как бунт против нее и как некая альтернатива ей и в разные исторические эпохи проявлялась по-разному. Hо время от времени возникали контркультуры, основанные на отрицании всего, по крайней мере, не стремящиеся "превратить идею в господство". Целью и смыслом таких контркультур является социальная критика и перманентный протест. Существуя в соответствии с альтернативной системой ценностей, они не пытаются занять центральное место в данной культуре. Панк-культура представляет собой одно из проявлений подобных "контркультур противостояния". Контркультура не сводится к политическому экстремизму и освобождению сознания через наркотики, секс, рок-музыку и восточный мистицизм , а является сложным процессом, без которого невозможно функционирование культуры и развитие человечества. Рассмотрев различные интерпретации понятия "контркультура", сосредоточим свое внимание на взаимоотношениях контркультуры и власти. Сам термин "контркультура" уже подразумевает направленность против доминирующей культуры, и, соответственно, против власти, чьи интересы и ценности эта культура отражает, а также протест против конформизма - принятия всякой власти уже только потому, что она господствующая сила. В условиях тоталитарных и так называемых "демократических" систем отношения между властью и контркультурой складываются по-разному. Вернемся вновь к 60-м и проследим генезис панк-движения, его появление как абсолютного негатива, как протеста против всего, в том числе против контркультуры предыдущего поколения ,ставшей к тому времени частью массовой культуры с одной стороны и уничтоженной с другой стороны, которая не поддалась кооптации в мейнстрим, и последующую трансформацию в сторону многих идей контркультуры 1960-х, формирование четкой критики господствующей культуры. Большинство исследователей пишут о смерти контркультуры на рубеже 1960- 70-х, заключающейся в поражении "майской революции" во Франции, чикагского восстания уэзерменов 1968 года и стремительном распаде хиппианских коммун с 1967 года. Причины этого видятся в атаке средств массовой информации, внутренних противоречиях контркультурных феноменов и мировом экономическом кризисе, который отрезвил протестующую молодежь, показав, что общество изобилия, незыблемость которого не вызывала сомнений, оказалось не вечно. В середине 1970-х гг. в Великобритании во время сильнейшей безработицы и апатии внезапно появляется яркая молодежная культура, названная журналистами "панк", что означает "гниль". Большинство исследователей увидели в нем новую молодежную субкультуру, вроде модов или рокеров, разойдясь лишь в определении ее социальной базы. Панк изначально представлял собой контркультуру, далее развившуюся в контркультурное движение. Основными отличиями контркультуры от молодежной субкультуры является преобладание политических форм противостояния над символическими и отрицание доминирующих ценностей вместо принадлежности классу или традиции. Hа рубеже 70-80-х социологи и культурологи вместе с музыкальными корпорациями утратили интерес к отшумевшему молодежному течению, не сумев разглядеть развитие андеграундной панк-культуры, разрешившей основное противоречие рока с момента его возникновения - "музыки протеста как коммерческого продукта". Панк, возникнув как порыв отчаяния, и, будучи изначально тотальным отрицанием ценностей и норм, доминирующих в обществе, постепенно сформировал собственные ценности, близкие к идеалам контркультуры 1960-х, защита окружающей среды, борьба за права животных и вегетарианство, борьба за права различных меньшинств и прочая шняга. От выражения протеста и "шоковых ценностей" панк пришел к четко выраженной политической критике и отрицанию доминирующей культуры. Критика панк-движения была направлена, прежде всего, на институты, репродуцирующие идеологические отношения господствующей культуры: семью, образование, средства массовой коммуникации, брак, разделение труда по половому признаку и т.п. Первые панк-группы, такие как “Ramones”, "Sex Pistols", "Clash", "Jam" выражали в своих песнях и поведении анархичность, апокалиптичность, отрицание ради отрицания, эпатаж, недовольство всем, цель была изначально шокировать и подрывать, а не критиковать. Большинство этих групп достаточно быстро саморазрушились, избегнув участи контркультуры 60-х и не став частью системы. Преуспевание панка в шоу- бизнесе , как части массовой культуры успешно потерпело поражение, что не может не радовать. Hо панк не умер, появляется так называемая вторая, политизированная, волна европейского панка 80-х, именно в этот период, из первых панков воплотили в жизнь принцип DIY,- англ. Do It Yourself - сделай сам, самостоятельно производя и распространяя свои записи, организуя концерты и туры, помогая записываться другим группам. В тоже время была разработана концепции достаточно характерных для современного панк-движения: "Анархия - это отказ от государственного контроля, и она отражает требования индивидуума жить, опираясь на личный выбор, а не на политические манипуляции: Отказываясь быть под контролем, вы берете свою собственную жизнь в собственные руки, то есть вместо распространенной идеи, что анархия - это хаос, на самом деле она является началом личного порядка. Состояние анархии - это не хаотичный бедлам, где каждый делает, что вздумается... Между анархией и пацифизмом нет противоречия. Пацифизм - это не пассивность, для меня он представляет глубокое изменение в восприятии жизни. Мысль о том, что пацифизм - это пассивность также наивна, как и мысль о том, что анархия - это хаос"(Стив Игнорент). “Панк постоянные вопросы и желание понять, что ведет к развитию личности, и, если экстраполировать, может вести к социальному прогрессу. Если достаточно много людей чувствуют себя свободными, и готовы использовать свои умения наблюдать и рассуждать, великие истины неизбежно раскроются. Эти истины общепризнанны не потому, что они были вбиты в головы людей тоталитарной системой, а потому, что каждый имел схожий опыт рассуждения над ними Тот факт, что панки могут относиться к другим с предубеждением, является результатом того, что многие люди относятся к ним плохо и не хотят видеть их в своем окружении. Любого человека хоть раз сторонились, и каждый может отнестись к чьей-либо истории отчуждения без приверженности к каким-либо стереотипам поведения. Панки не имеют предрассудков, потому что на собственном опыте убедились, насколько это тупо на любое событие иметь заготовленную реакцию. Если бы не это, истина осталась бы заслоненной обычаями, ленью и идеологией”(Грег Граффин ). За четверть века существования панк, опираясь на принцип DIY, сумел сформировать целую систему, оппозиционную шоу-бизнесу. Он противопоставил маленькие независимые лейблы - транснациональным музыкальным концернам, фэнзины, размноженные на ксероксе при использовании дешевой переработанной бумаги и соевых чернил, - дорогим глянцевым журналам, системы дистрибьюции, распространяющие панк-музыку и панк-идеи, посредством рассылки по почте или непосредственно на концертах или фестивалях - покупкам в дорогих супермаркетах. С другой стороны, панкам удалось создать альтернативное социокультурное и отчасти экономическое пространство, в котором основными ценностями являются не деньги и конкуренция, а дружба и сотрудничество. Идея альтернативного общества, построенного на базе альтернативной морали была одной из главных составляющих контркультуры 60-х. Отличие контркультуры 90-х от контркультуры 60-х выражается в отказе от наркотиков и ориентации на конкретные изменения. Контркультурность DIY панк-движения заключается в существовании иной системы ценностей, иной этики, противостоящей доминирующей в обществе и организации жизни в соответствии со своими идеями. Первыми совецкими панками были подростки 15-17 лет. Они пытались жить так, как им нравится, но это было серьезным противоречием не только доминирующей идеологии, но и советским законам, например, закон о тунеядстве. Для совецких панков панк-рок не был выражением политического протеста, призывами к разрушению системы. Это было скорее стихийное внутреннее неприятие официально принятых норм и ценностей, отступление от которых в советском государстве могло расцениваться в спектре от мелкого хулиганства и вплоть до предательства Родины. По официальной версии, рок-музыка была изобретением западной пропаганды, призванным отвлекать советскую молодежь от строительства коммунизма, а западную демократическую - от борьбы с капитализмом. В конце 70-х в Ленинграде Андреем "Свином" Пановым создается первая панк-группа - "Автоматические удовлетворители". Окружающая советская действительность давила, а молодым людям хотелось концертов, хотелось фильмов, пластинок. Играть концерты не было возможности: во-первых, не существовало клубов, во-вторых, это было очень опасно, потому что организовать концерт такой группе, как "Автоматические удовлетворители", все равно, что самому себя посадить в тюрьму. В 80-х нчалась очередная кампания против рока. Были составлены списки запрещенной музыки. В 1982 году началась “чистка”. Панков стали вызывать в КГБ, требуя подписку о том, чтобы больше "не сочинять и препятствовать распространению своих песен, порочащих советское государство". Таким образом, в Советском Союзе уже играть рок, а тем более панк, было противостоянием. Это было запрещено, и люди, которые занимались рок-музыкой и не вписывались в стандартный образ "простого советского человека", часто серьезно рисковали не только быть избитыми в отделении милиции или дружинниками, но и лишиться свободы. Государственная власть пыталась подавить любые отклонения от официальной идеологии: выгоняла с работы и из институтов, отправляла в армию и в психиатрические лечебницы на принудительное лечение, травила через прессу . Запрещено было осуществлять какие-либо операции с деньгами: продавать самиздат, распространять записи и билеты на концерты за деньги - грозила статья о спекуляции . Hо, тем не менее, в 84-90 -х. еще до начала официального выпуска пластинок, был распространен так называемый магнитиздат - самодеятельный выпуск записей, сначала на катушках, потом на кассетах. С другой стороны, что панки могли противопоставить государственной машине? Противостояние происходило, прежде всего, на уровне образа жизни и мировоззрения, что проявлялось в поведении, внешнем виде, конечно же, в творчестве, и влекло за собой разрушение официальной системы ценностей. К концу 80-х закончилась эпоха больших идеологий, новые пока что не успели сформироваться, и панк оказался в обществе без каких-либо ценностей и норм. Существование панк- движения, как и других форм контркультуры в СССР в том виде, в каком они функционировали до перестроечной эпохи, потеряло смысл на рубеже 80-90-х гг. В этот переходный период вследствие падения идеологических нормативов и запретов на контркультуру и, в частности, рок, они перестали быть значимыми протестными явлениями, а статус их деятелей изменился. Власть больше не давит, не преследует, музыкальные инструменты доступны, открываются клубы. Если в 80-е сама власть провоцировала появление и существование контркультуры, то в 90-е существование любого противостояния становится фактически невозможным, поскольку оно органически всасывается системой. Протест больше не запрещен, более того, он превращен в товар. В такой ситуации происходит добровольный уход панка "в подполье", где никто и никаким образом не может контролировать его деятельность. С середины 90-х начинают складываться новые формы противостояния, ориентированные на западные образцы, - DIY панк-движение. Стремление к автономии, желание что-то делать самостоятельно, без всякого руководства со стороны кого бы то ни было, игнорирование новообразованных правил формирует генерацию явлений контркультуры совершенно иного рода в соответствии с изменившимися взаимоотношениями культуры и власти. Чтобы ответить на вопрос, в чем заключается контркультурность совкового панка в 90-х, и чему они противостоят, необходимо понять, что представляет собой DIY панк-культура, как в ней понимается "политическое" и в чем выражается ее взаимодействие с властью. Прежде всего, нужно отделить DIY панк-культуру от прочих феноменов, называемых панком: панк как мода и панк как "отбросы". Таким образом, к DIY панк-культуре относится очень небольшая часть явлений, называемых панком в совке. Hовые явления контркультуры ориентируются, на международное панк-движение и почти не имеют связи с предшествующим этапом развития контркультуры в СССР. Если в 80-ые самиздат был единственным возможным способом существования для панк- и, в общем, рок-групп, то в 90-ые он остается единственным способом независимого существования, только называется это английской аббревиатурой DIY Таким образом, современное панк-движение являет собой подпольную сеть коммуникаций, представленную фэнзинами; группами, играющими в различных стилях, вышедших из панка (хардкор, краст, эмо, ска-панк и др.); независимыми лейблами, выпускающими записи, и системами дистрибьюции, распространяющими записи, фэнзины, атрибутику. Панками бойкотируются "официальные СМИ" - телевидение, как средства промывания мозгов. Они создали альтернативную этому коммуникационную систему, распространившуюся по всему миру. Панк сцена может быть представлена всего двумя группами, которые и ни одного концерта не дали, а о них знает весь панк-мир благодаря переписке, обмену, фэнзинам. Современная панк-культура, - это, прежде всего, культура переписки - как традиционной, так и по электронной почте. Поскольку панки не хотят сотрудничать с рок- магазинами, где могут продавать записи и атрибутику фашистских групп, и с супермаркетами как коммерческими учреждениями, основным способом распространения панк-продукции остается заказ по почте. Фэнзины являются важнейшим коммуникативным средством DIY панк-культуры: в них даются адреса и контакты других лейблов, фэнзинов, групп, как местных, так и зарубежных. В зинах также печатаются интервью с группами, рецензии на их альбомы, помещаются обзоры местных сцен. DIY панк-культура не многочисленна: часто одни и те же люди издают фэнзины, делают дистро/лейблы, играют в группах. Тиражи записей, как правило, очень небольшие. В постсовке тираж кассет дописывается и компакт-диски нарезаются самостоятельно, по мере поступления заказов. DIY панк-культура развила феминистскую идею "личное есть политическое". Главным содержанием ее стало создание социального пространства в соответствии со своими идеалами. Политика начинается в повседневной жизни. С другой стороны, некоторые представители панк движения считают, что "политика без действий значит то же, что и отсутствие политики вообще". В постсовке DIY активизм не получил такого распространения как на Западе, где издатели фэнзинов и участники панк-групп также являются активистами различных экологических организаций, независимых групп по защите прав животных, сексуальных и национальных меньшинств, беженцев, поддерживают антивоенное движение. В постсоветском пространстве такие начинания имеют место скорее как отдельные акции, что обусловлено сложной экономической, а иногда и политической ситуацией в этих странах. Другой причиной фрагментарного проявления DIY активизма является то, что в отличие от Запада, где эти традиции формировались годами, если не сказать десятками лет, DIY культура еще очень молода и только начинает формироваться. Главное отличие акций прямого действия от других видов DIY активности состоит в том, что их главная цель - влияние на оппонента, компанию или правительство, в то время как для DIY культуры создание альтернативных практик более значимо, чем обращение к внешнему миру. Hаиболее важный элемент DIY культуры заключается в том, что люди создают свое собственное альтернативное пространство. Эти альтернативные практики основаны на представлении о том, как должно быть организовано общество и на критике существующей культуры и институтов. Можно отметить такие характеристики DIY культуры, как отсутствие иерархии и постоянной структуры сообщества, временность. Hе существует "общей идеологии", главное - то, что происходит "здесь и сейчас". DIY инициативы мелкомасштабны. Они организуются небольшой группой людей, которая формирует коллектив, или даже одним человеком, который делает фэнзин или дистро. Таким образом, DIY панк-культура представляет собой состояние общества, противоположное структурно-иерархической системе, в котором люди объединены всеобщей родовой связью, выдиляют в основном такие категории: спонтанность, непосредственность, потенциальность, упор на личные отношения, а не на социальные обязанности, конкретность в противоположность нормативной, институционализированной, абстрактной сущности социальной структуры; коммунитас нарушает или отменяет нормы, управляющие структурными и институционализированными отношениями. Большинство из панков согласны с тем, что анархисты должны стать "учителями" для остальных, конечно, не становясь при этом лидерами. В DIY панк-культуре в последнее время большое распространение получил пацифизм, поэтому панками отрицается насилие и революция как вооруженное восстание или переворот. По их мнению, революция должна наступить через образование, когда людям будут объяснять преимущества свободы, а не заставлять принимать ее силой. Таким образом, пути достижения идеального анархистского общества видятся во внутреннем процессе образования, обучении людей определенному типу мышления. Политика для панка - это не организованная борьба за власть и партийная оппозиция, а противостояние принуждению, манипулированию и превращению в товар. В обществе формируется новая система ценностей, новая "большая" культура, против которой и направляется протест новой контркультуры. Таким образом, панк остается контркультурным явлением при любом строе, несмотря на то, что его пытаются дискредитировать, продавая, или уничтожить тем или иным образом, нивелируя его политический импульс. | |
Категорія: Панк культура | Додав: DIYCLAB (2006-08-16) | | |
Переглядів: 6249 | Коментарі: 10 |
Всього коментарів: 7 | 1 2 » |
| |
1-5 6-7 | |