Вначале все мировое пространство было заполнено водами
великого океана. Он не имел ни начала, ни конца. Никто его не создал, он
существовал всегда, и многие тысячи тысяч лет не было ничего, кроме него.
В недрах этого великого океана таилась могучая богиня, праматерь всего сущего,
Намму. Никто не знает, сколько прошло времени до того мгновения, когда возникла
в чреве богини Намму гигантская гора, имевшая форму полушария. Основание этой
горы было из мягкой глины, а вершина - из блестящего гибкого олова. На верхушке
этой горы обитал древнейший из богов, праотец ан. а внизу на плоском диске,
плававшем в предвечном океане, лежала богиня Ки. Они были неразрывно соединены
друг с другом. И никого не было между ними. Их матерью была богиня океана
Намму, а отца у них не было.
От брака Ана и Ки родился бог Энлиль. Его воздушные члены тела светились
необычайным блеском, и от каждого его движения подымался бурный ветер,
потрясавший вершину и основание всемирной горы.
Вслед за Энлилем у первой супружеской пары появлялись все новые и новые дети.
Семь старших богов и богинь, самых мудрых и самых могучих, стали править всем
миром и определять судьбы вселенной. Все сущее стало подвластно им, и они
заранее предопределяли то, что должно свершиться в будущем. Без их воли сам
Энлиль не решался распоряжаться стихиями и устанавливать мировой порядок. Он
был самым старшим из детей Ана и Ки, самым уважаемым среди своих братьев и
сестер, но всевластным себя не считал.
Прежде чем определять пути будущего, он созывал на совет семерых мудрейших
богов и богинь. Одного из них, стремительного и неукротимого Нуску, тело
которого было наполнено неугасаемым пламенем, Энлиль назначил своим главным
помощником, божественным везиром, и поручал ему вершить дела, предрешенные в
собрании семи старейших богов. Иногда в собрании участвовали пятьдесят великих
богов и богинь. Они подавали советы верховной семерке, но решать судьбы мира не
могли.
Самыми младшими в семье богов были ануннаки, названные так по имени своего отца
Ана. Они беспрекословно выполняли приказы великих богов, но самостоятельно
распоряжаться не имели права. Семья богов все больше и больше разрасталась.
Вслед за первым поколением появилось второе. Боги и богини росли, вступали в
браки, у них рождались дети, и все тяжелее им становилось в тесных объятиях
небесного отца Ана и матери-земли Ки. Они рвались на простор и просили помощи у
своего старшего брата Энлиля, который рос не по дням, а по часам и становился
все сильнее и неукротимее.
Владыка, дабы создать то, что полезно
Владыка, чьи решения непреложны,
Энлиль, приносящий зерна "полей" с земли,
Решил отделить небеса от земли,
Решил отделить землю от небес.
Энлиль медным ножом надрезал края небосвода. Бог неба Ан со стоном оторвался от
своей супруги, богини земли Ки. Великая мировая гора с треском раскололась.
Плоский диск, на котором лежала богиня земли, остался на поверхности
первобытного океана, омывавшего его края, а крыша мира - огромное оловянное
полушарие - повисла в воздухе, и только мелкие кусочки, отколовшиеся кое-где от
него, упали на землю, и люди до сих пор находят в горах ценнейшие обломки
небесного металла.
Так разделилась первая супружеская пара. Небесный праотец и мать-земля были
навеки разлучены друг с другом. Великий ан остался жить на верхушке оловянного
свода и никогда уже не спускался вниз к своей супруге. Хозяином на земле стал
Энлиль. Он основал в самой середине земного диска город Ниппур и поселил там
богов и богинь. Огромное пространство, которое образовалось между землей и
небом, было предоставлено им. Носясь по безбрежным просторам вселенной, они
подымались порой наверх, к своему отцу Ану, а затем возвращались в Ниппур.
Освобожденная Энлилем земля вздохнула. Тут и там поднялись высокие горы, и с их
склонов потекли бурные потоки. Орошенная почва произвела травы и деревья. Семья
богов увеличивалась и под руководством Энлиля наводила порядок на огромных
просторах вселенной, а бог ан безмолвно взирал сверху на своих детей и
внуков."
Среди богинь старшего поколения, дочерей Ана, самой хитрой
была старая и многоопытная Нунбаршегуну. Обуреваемая жаждой власти, стремясь
возвыситься и стать сильнее своих братьев и сестер, задумала она великое дело.
Могучего старейшину богов Энлиля решила она сделать своим зятем и заставить
выполнить свои дерзкие замыслы.
В жилище старой Нунбаршегуну подрастала ее юная дочь - прелестная Нинлиль.
Мудрая мать понимала, что невинность и красота ее дочери пленят великого бога,
если он увидит ее. Она подметила, что любит Энлиль подолгу бродить по цветущим
берегам тихоструйного потока Нинбурду, и стала внушать своей простодушной и
бесхитростной дочери:
- Светлы воды "Потока Женского ", чисты его струи
Но ты не купайся в них. И на берег
"Потока Княжьего", Нинлиль, ты не ходи.
Ясноглазый, Повелитель остроокий -тебя его окоузреет.
Утес Могучий, Отец Энлиль -тебя его око узреет.
Пастырь, Судеб вершитель, остроокий - тебя его око узреет
Он корень воздымет, тебя он обнимет.
Радость сердца удовлетворит, а потом покинет.
Нинлиль не исполнила, что посоветовала ей ее хитроумная мать (мать этого и
хотела!). Она пришла на берег потока Нинбурду и сбросила свои одежды на
прибрежный песок.
Светлы воды "Потока Женского ", чисты его струи,
И она купается в них. Нинлиль, на берег "Потока Княжьего" она идет.
Ясноглазый, Повелитель остроокий -ее узрел
Утес Могучий, отец Энлиль остроокий -ее узрел.
Пастырь, Судеб вершитель, остроокий - ее узрел.
Владыка -с тобою да сближусь! -ей говорит, а она не желает.
Энлиль - с тобою да сближусь! - ей говорит, а она не желает.
- Мое лоно мало, сближенья не знает,
Мои губы юны, целовать не умеют...
Энлиль смутился и не знал, что ответить на бесхитростные слова невинной девы.
Он отступил с глубоким вздохом, а Нинлиль погрузилась в прохладные воды потока.
Потрясенный бог обратился за помощью к своему верному помощнику Нуску, и тот
посоветовал ему действовать решительнее.
- Надо похитить, - сказал он, - прекрасную деву. Она привыкнет к тебе и полюбит
тебя!
Когда на следующий день юная Нинлиль пришла купаться к Нинбурду, Энлиль схватил
ее и повлек в прибрежные камыши. Там была привязана ладья, приготовленная
верным Нуску. В эту ладью уложил Энлиль трепещущую деву и умчался с ней вниз по
течению. Нинлиль стала его супругой и зачала светозарного бога Наннара.
Далеко разнеслась весть о похищении самой юной и самой прекрасной из богинь, и
дерзкий поступок Энлиля вызвал всеобщее возмущение. Семь величайших богов,
решающих судьбы мира, собрались на совет и призвали пятьдесят великих богов и
богинь, чтобы обсудить необычное происшествие. Никто не вступился за Энлиля, и
порешили боги, что в наказание за свой поступок он должен отказаться от
верховной власти, покинуть священный город Ниппур и уйти в изгнание в мрачный
Киур. Только таким путем искупит он свое постыдное деяние.
Энлиль через двор Киура проходит.
Когда Энлиль через двор Киура проходит,
Все пятьдесят великих богов
И семь богов, вершителей судеб,
Энлиля в Киуре они хватают. - Энлиль,
нарушитель запретов, покинь город!
Нунамнир, нарушитель запретов, покинь город!
Но тут неожиданно поднялась прекрасная Нинлиль, уже носившая в своем чреве
светлого Наннара, и объявила, что любит своего похитителя Энлиля и не желает с
ним разлучаться. Она решилась без колебания последовать за ним в печальный
подземный мир и всегда пребывать там, где будет он.
Но Энлиля не радовала верность и преданность его супруги. Он с ужасом думал о
том, что его сын Наннар должен будет родиться во мраке преисподней и не сможет
озарить пространство, раскинувшееся между небом и землей.
И вот Энлиль задумал великое дело. Он решил произвести на свет других детей,
которые смогут остаться в мрачном подземном мире вместо своего старшего сына
Наннара. До поры до времени хотел он держать свой замысел втайне. Даже сама
Нинлиль не должна была знать о том, что он задумал.
- Я хочу первым сойти под землю, - сказал он супруге, - и буду ждать тебя в
мрачном Киуре. Не торопись и спокойно снаряжайся в путь. Когда ты подойдешь к
воротам подземного царства, то тебя встретит страж и спросит, кто ты и куда
идешь. Расскажи ему обо всем и выполни все его желания! Потом ты достигнешь
великой подземной реки и увидишь ее хозяина. Вновь назови себя и сделай все,
что он захочет. Через реку перевезет тебя лодочник. Выполни также и его волю.
Не страшись ничего. Все будет так, как предрешили заранее семь величайших
богов, определяющих судьбы будущего. Совершив грех, ты останешься безгрешной!
Сказав так своей юной супруге, Энлиль первым двинулся к вратам подземного мира
и сказал стражу, охранявшему вход в великую мрачную страну;
- О привратник, охраняющий священный засов и серебряный замок! Отдай мне свои
одежды и удались прочь, а я побуду здесь вместо тебя!
Приняв образ привратника, Энлиль дождался прихода Нинлиль. Она не узнала его и
спросила:
- О мой привратник, хранитель засова,
Хранитель притвора, хранитель засова,
Энлиль, твой повелитель, куда пошел он?
Энлиль за привратника главных ворот ей отвечает: - Я слуга Энлиля, а он мой
господин. Я выполняю его волю. Мои уста заменят его уста и мое сердце будет
биться подобно его сердцу. Моя рука ласково коснется твоей щеки! Смущенная
Нинлиль возразила;
- Я верна моему супругу. Его сын, светлый Наннар, растет в моем чреве. Как могу
я отдаться тебе?
- Не бойся, -ответил страж подземных врат.- Выполняя мои желания, ты
подчиняешься воле Энлиля, моего господина и твоего супруга. Сын, зачатый от
меня, спустится под землю вместо светлого Наннара, а сам Наннар подымется ввысь
и засияет на небе!
Нинлиль вспомнила приказ своего супруга и вошла вместе с привратником в его
спальню. Она поцеловала его и прилегла с ним, и в ее чреве зародился бог
Месламтаеа. Поднявшись, взглянула она на привратника и увидела, что это ее
супруг Энлиль, принявший образ своего слуги, и что она не совершила греха.
Великий Энлиль вновь ушел вперед, и Нинлиль опять двинулась в одиночестве вслед
за ним и пришла к берегу широкой подземной реки. Хозяин реки сказал ей:
- Я не пропущу тебя, пока ты не станешь моей. И она согласилась на это и в ее
чреве зародился бог Ниназу. И вот хозяин реки взглянул на нее, и она вновь
узнала своего супруга Энлиля. И опять Энлиль исчез, а Нинлиль осталась одна и
печально шла вдоль реки, пока не встретился ей лодочник:
- Я не перевезу тебя на ту сторону, пока ты не выполнишь моих желаний, - сказал
он ей, - подчиняясь мне, ты подчиняешься моему господину Энлилю!
И Нинлиль спустилась в лодочку и зачала от него четвертого сына. И опять она
убедилась, что рядом с ней в лодке находится ее муж Энлиль. И возрадовалась
Нинлиль, узнав, что все четыре сына, трепещущие в ее чреве, будут рождены от
законного супруга Энлиля, принявшего различные образы, но сохранившего свое
сердце, свою мысль и свою волю. И поняла Нинлиль, что ее старший сын Наннар
сможет теперь свободно вознестись на далекое небо и озарить земное царство
Энлиля, а три других сына останутся вместо него в подземном мире.
Минули сроки, и родила Нинлиль Наннара, лицо которого светилось волшебным
блеском. Он поднялся на оловянный небесный свод к своему деду Ану и озарил все
поднебесное пространство. Когда он бродил по своим небесным лугам, то вслед за
ним шагали многочисленные великие созвездия подобно быкам, пасущимся на лугу, а
мелкие звезды рассыпались вокруг подобно зернам.
Любимыми детьми Наннара были его сын Уту и его дочь Инанна*. Каждый вечер
Наннар садился в свою ладью и тихо скользил по небосводу. Утомившись, он
опускался в воды мирового океана на отдых, и на смену ему на восточном
горизонте появлялся его сын Уту; лицо его сверкало во много раз ярче лица отца,
и в лучах его меркли звезды и планеты. В огромной колеснице мчался Уту по небу,
и улыбка бога озаряла землю.
Яркий свет, излучаемый богом Уту, устрашает злодеев и нечестивцев. Нигде не
могут они спрятаться от всевидящих глаз лучезарного бога правды. Он улавливает
их в свою сеть и заключает в темницу.
Так любимый сын Энлиля Наннар и внук Уту поделили между собой время. Первую
половину суток весь поднебесный мир пребывает под наблюдением ночного бога-отца
и освещается его бледным матовым светом, а вторую половину суток властвует юный
бог-сын Уту, и его огненные лучи разгоняют мрак.
Сам Энлиль недолго пребывал в изгнании в темном подземном мире. Искупив свою
вину, он вновь вернулся на землю в сопровождении своей прекрасной супруги
Нинлиль, оставив в преисподней трех младших сыновей.
Семь величайших богов, вершивших судьбы вселенной, вновь признали Энлиля своим
старейшиной. В Ниппуре он воздвиг огромный дворец из лазурита. Каждый день
подымается он на высокий постамент и судит всех обитателей вселенной, разбирает
тяжбы и споры и указывает правильный путь.
Его отец ан мало вмешивается в дела мироздания. Он остался у себя в небесном
царстве, а на земле, в своем городе Уруке, посадил управлять свою правнучку
Инанну, дочь Наннара. На помощь ей он посылает иногда могучего небесного быка, чтобы
он поражал своими рогами ее врагов. Но обычно великий праотец только наблюдает
за земными делами, которыми распоряжается его могучий и деятельный сын Энлиль,
прочно взявший в свои руки бразды правления и заставивший богов и богинь
подчиняться своей воле. Крылатые вестники Ана, порожденные им птицы, ежедневно
спускаются на землю к Энлилю и возвращаются обратно к небесному праотцу,
сообщая ему обо всем, что свершилось на земле.
Главным помощником и советником Энлиля стал его брат Энки, мудрейший из богов,
слышащий все, что творится во вселенной, и проникающий мыслью во все уголки
мира. Он обитает в великой бездне Абзу*, глубины которой никто, кроме него, не
изведал. Водами этой бездны он орошает землю. Когда он подымается вверх и
приближается к небу, влага скапливается в небесных бассейнах и струится на
землю обильными дождями. Когда он приближается к земному диску, то истоки рек
переполняются свежей прохладной водой и заполняют высохшие русла; тростники,
травы и деревья жадно впитывают воду, и весь мир оживает и начинает вольно
дышать.
Энки создал стаи рыб и пустил их в воды Тигра и Евфрата. Энки обошел вдоль и
поперек пучины Нижнего и Верхнего морей и установил их границы, запретив
морским волнам заливать сушу. Он направил по морским путям корабли, нагруженные
до неба бесчисленными сокровищами Магана, Мелуххат и Дильмуна, и направил их в
Ниппур к своему брату Энлилю.
В недра гор Энки заложил глыбы золотой, серебряной и медной руд. Энки насадил
ветвистые деревья, заслоняющие своей тенью землю, и они разрослись по склонам
гор обширными лесами.
Энлиль управлял землею, а его брат Энки населял горы и долины, реки и моря
своими бесчисленными творениями."
"Много лет прошло с тех пор, как великий Энлиль
построил на земле город Ниппур и населил его богами, а мудрый Энки оросил горы
и долины, и влажная почва произвела травы, тростники и деревья. И все-таки боги
считали, что на земле еще слишком пусто, слишком тихо. Ни один зверь не
проносился по лугам и лесам, и не было людей, чтобы трудиться в долинах и
горах. Только птицы спускались на земной диск из обители небесного отца Ана и
нарушали земное безмолвие своими голосами, да рыбы плескались в царстве Энки, в
его реках, морях и лагунах.
Жизнь бессмертных была скудной и бедной. Ануннаки питались травой и кореньями и
не знали, что такое хлеб; они пили воду из канав и не имели представления о
молоке и вине; они не умели ткать и покрывались гирляндами листьев и циновками
из тростника. И вот задумали боги улучшить жизнь на земле, сделать ее богаче и
разнообразнее. Семь величайших богов, решающих судьбы бытия, и пятьдесят богов
и богинь, подающих советы, собрались в зале творения, в доме Дуку, и слепили из
глины божественного юношу Лахара, кроткого пастыря, и его сестру, прилежную и
заботливую богиню зерна Ашнан.
На Горе Небес и Земли, Когда ан сотворил Ануннаков,
Тогда еще имени Ашнан-Зерна не зародилось, не было создано.
Нитей Утту-ткачихи в стране не сотворили.
Уток и основу для Утту не очертили.
Овец не было, ягнята не множились.
Коз не было, козлята не множились.
Овца не рождала двойню. Коза не рождала тройню.
Имени Ашнан, Изумрудно сверкающей,
Лахар-Овцы Ануннаки и Великие боги не знали.
Зерна тридцатидневки тогда не было.
Зерна сорокадневки тогда не было.
Зерна пятидесятидневки тогда не было.
Зерна мелкого, зерна горного, зерна отборного священного не было.
Утту -ткачиха не рождена -повязка царственности не вознесена.
Владыка Вестник, владыка сиятельный не рожден.
Бог Шаккан на безводные земли не вышел.
Человечество тех далеких дней.
Хлеба для пропитанья не знало.
Как обернуться одеждой, не знало,
Голыми по Стране бродили.
Словно овцы, ртами траву щипали.
Водою канав утоляли жажду.
Тогда боги решают отправить Лахар и Аншан на землю.
И в те дни сказал Энки Энлилю:
"Отец Энлиль! Лахар и Ашнан,
Воистину они были созданы в Дулькуге,
Давай заставим их спуститься изДулькуга".
И по священному слову Энки и Энлиля
Лахар и Ашнан спустились изДулькуга
Для Лахар они (т.е. Энлиль и Энки) соорудили овчарни,
Растения, травы... подарили они ему.
Для Ашнан они создали дом,
Плуг и ярмо они вручили ей.
Лахар обосновался в своих стойлах,
Он - пастушок, щедростью умножающий овчарни.
В урожае поселилась Ашнан,
Она девушка милостивая и щедрая.
Лахар пригнал с небес на землю стада овец и коз и стал пасти их на безбрежных
привольных лугах земного диска. Для Ашнан мудрый Энки создал мотыгу, и она
провела на полях первые борозды и засеяла их зернами ячменя и полбы. Вскоре
поднялись и зашелестели первые кудрявые колосья. Обрадованные боги построили
для Ашнан великий дом, где хранились мотыги, а потом Энки смастерил первый плуг
и запряг в него пару ослов. Ашнан растерла зерна на плоском камне и испекла
первые хлеба. Она выжала сок из зерен сезами, из плодов финиковой пальмы и из
винограда и приготовила для богов три сорта хмельного напитка.
В это время Лахар устраивал загоны для овец и коз, выдаивал полные ведра молока
и стриг густую овечью шерсть. На помощь ему мудрый Энки послал трудолюбивую
богиню Утту, которую научил ткать теплые одежды.
Сперва юный Лахар дружил со своей сестрой Ашнан, но затем стали они завидовать
друг другу и спорить о первенстве. Лахар говорил:
- Без меня великие боги и ануннаки не имели бы вкусного молока и теплых одежд и
прозябли бы в голоде и холоде. Ашнан возражала:
- Что делали бы боги и ануннаки без хлеба и вина? И собрался совет великих
богов, и выслушал брата и сестру, и вынес решение:
-Только хлебом можно насытиться, ибо он укрепляет тело, а вино веселит сердце.
Хлеб и вино важнее для жизни, чем молоко и шерсть. Ашнан, питающая богов и
богинь, должна занимать первое место, и брат ее Лахар не смеет равняться с нею,
а должен чтить ее и признавать ее старшинство."
Племя великих богов и подвластных им ануннаков все больше и
больше умножалось. Они заселяли небесный свод, поверхность земного диска и
подземный мир. Чем больше становилось бессмертных, тем меньше оставалось у них
средств пропитания.
Трудолюбивая дева Ашнан не успевала заготовлять зерно, а ее брат, кроткий
пастырь Лахар, усердно доил овец и коз, но молока не хватало для бесчисленных
богов и богинь. Они ели хлеб, но не насыщались, они пили сливки, что приносил
им Лахар, и вино, приготовленное прекрасной Ашнан, но мучительная жажда
продолжала их терзать.
И вот боги и богини обратились за помощью к премудрому Энки, чтобы он нашел
способ умножить количество еды и питья, чтобы создал он помощников заботливой
Ашнан и доброму Лахару, поставляющим пропитание бессмертным.
Громко и настойчиво умоляли боги и богини мудрейшего из богов прийти к ним на
помощь и спасти их от мук голода, жажды и холода. Но Энки спокойно лежал в
глубине своей бездны, равнодушно внимая стонам и воплям своих божественных
детей и внуков, и не откликался на их призывы и жалобы.
Наконец обратилась к нему сама праматерь всего сущего Намму с настойчивым
призывом:
- Встань же, сын мой, со своего ложа, поднимись,
Покажи свою искусность и мудрость,
Создай нечто, что богов заменит,
Пусть оставят свои корзины!
Энки обдумывает слова матери, потом становится во главе множества
"превосходных и царственных мастеров" и отвечает ей:
- Мать моя, творенье, что ты создала, уже существует,
Бремя богов, их корзины на него да возложим!
Когда замешаешь ты глины из самой серцевины Абзу.
Подобно женскому лону затяжелеет глина.
Ты воистину создашь творенье,
Нинмах помощницей твоею да станет.
Богини Нинимма, Шузиана, Нинбара,
Нинмуг. Нингуэнна Вокруг тебя да встанут,
Когда ты будешь давать рожденье.
Мать моя, когда судьбу ему ты назначишь.
Нинмах корзины на него да возложит.
Род человечий да будет создан.
- О мать Нинмах! - обратился Энки к богине земных недр.- Сотвори новые живые
существа, которые имеются уже в зародыше и таятся в комьях глины, вынесенной мною
из глубины бездны. Мои добрые и бравые горшечники будут мешать глину, а ты
создашь члены новых существ". Придашь им облик богов и определишь их
судьбу!
Много богов и богинь собралось посмотреть на искусную работу премудрого Энки и
божественной матери Нинмах. Для своих божественных гостей устроил Энки
праздничный пир. Он сам и Нинмах, обитательница земных недр, выпили много
сладостного вина и, шатаясь от приятной истомы, стали мять глину. Стала Нинмах
лепить первого человека, но руки ее дрожали, умения еще не хватало, и глиняная
фигура получилось неудачной. Это было тело бесплодной женщины, неспособной
рожать детей. Взглянул на нее Энки и изрек:
- Ничего, пусть останется она жить, и для нее найдется работа, она будет
трудиться в доме для женщин. Слепила Нинмах другую фигуру из глины, и опять
неудачно. Это было бесполое существо, не мужчина и не женщина. Взглянул на него
Энки и определил его судьбу:
- Это будет придворный евнух. Он будет рабски стоять перед царем и рабски
выполнять его приказы!..
Пятая женщина была та, кто родить не может,
- Вот кого она сотворила.
Энки, на женщину взглянув, на ту, кто родить не может,
Определил ее судьбу -в женский дом ткачихою ее устроил.
Шестое - оно не имело мужского корня, оно не имело женского лона,
Вот кого она сотворила.
Энки, взглянув на существо, что не имело мужского корня,
Что не имело женского лона.
Слугою дворцовым его сделал, такую судьбу ему назначил...
Рассердился Энки на неумелую Нинмах, создающую только людей-уродов, и решил сам
приняться за дело. Он вылепил из глины новую фигуру, но она оказалась еще хуже
прежних. Это было слабое, хилое и неразумное существо.
- Определи его судьбу, - сказала Энки богине-матери Нинмах, - укажи ему путь
жизни, научи его добывать хлеб!
Нинмах пыталась заговорить с беспомощным творением. Но оно не отвечало ей, она
предложила ему хлеба, но оно не дотронулось до него. Хилое подобие человека не
могло ни сидеть, ни стоять. Его голова свисала набок. Разозлился Энки на свое
неудачное творение, скомкал его и превратил вновь в кусок глины.
Снова принялся Энки за дело и трудился медленнее и тщательнее. На этот раз
добился удачи и слепил сильных и разумных мужчин и женщин, во всем подобных
богам. Только бессмертия они были лишены и должны были смиренно и безропотно
служить великой семье богов и богинь и помогать божественной деве Ашнан и ее
брату Лахару доставлять в храмы пищу и питье. Каждый раз, когда люди пытались
действовать самовольно и добиваться того, что недоступно для них, бессмертные
боги безжалостно смиряли их."
Давным-давно, много столетий назад, на земле царили мир и
согласие. Не было жалящих змей, не появлялись ядовитые скорпионы. Только быки и
ослы бродили по степям, только овцы и козы резвились на лугах, не опасаясь
хищников. Они спокойно щипали траву, не нуждались в защите пастыря, ибо нигде
не встречали ни свирепого льва, ни хищного волка, ни жадной гиены, ни дикой
собаки.
Все люди говорили на одном языке и жили в мире друг с другом. Не было страха и
зависти. Ни один человек не соперничал с другим за власть и богатство. Никто не
нападал на соседа и не проливал его крови. Великий Шумер, страна божественных
законов, и соседние с ним земли Шубур, Хамази, Ури и лежащая далеко на западе
страна Марту жили в мире и согласии, не враждуя друг с другом. Люди имели в
изобилии пищу и одежду, достававшиеся им без труда и усилий. Богиня Ашнан
выращивала для них зерно, бог Лахар доставлял им ягнят и козлят, а великая
мастерица Уту ткала для них белоснежные теплые шерстяные ткани. Люди жили в довольстве
и изобилии, производили потомство, воздвигали дома и башни и согласным хором,
на едином языке славили своего властелина, старейшину богов Энлиля.
Но вот поднялся из своей бездны бог мудрости Энки, взглянул на людей и увидел,
что их слишком много и стали они чрезмерно сильными и рослыми и чересчур
умелыми и деятельными. Устрашился мудрейший из богов и сказал Энлилю:
- Берегись, мой брат. Число людей, подвластных тебе, умножается, и они
превращаются в могучих исполинов. Они становятся хитроумными и деятельными,
воздвигают города и башни. Смотри, как бы они не сравнялись с нами.
Устрашился могучий Энлиль и спросил Энки:
- Не лучше ли нам уничтожить человеческий род, не следует ли вновь превратить
людей в комья глины, из которой ты их вылепил?
- Нет, не годится делать так, - ответил Энки. - Люди нужны нам, чтобы наполнять
наши храмы жертвенными дарами. Но надо уменьшить их число, помешать их гордым
замыслам, надо подавить их бедствиями, запугать их, чтобы не смели они считать
себя равными богам!
- Как это сделать? - спросил Энлиль. И ответил ему премудрый Энки:
- Создадим хищных зверей, чтобы они уничтожали людей и убавляли их число.
Пошлем на землю зной и жадную саранчу, чтобы наступил голод и уменьшилось
количество смертных на земле. Вооружим против людей свирепого Ирру*; пусть
поразит он человечество болезнями, людей останется мало, и легко их будет
пересчитать. Поссорим людей друг с другом, пусть брат поразит брата и сосед
соседа, пусть племя восстанет против племени и народ против народа, и тогда
людей станет меньше, они смирятся и будут трепетать перед нами.
И послушался Энлиль совета Энки и наслал на землю диких зверей: львов и волков,
гиен и шакалов и многих других. Царем над всеми четвероногими он поставил
самого свирепого из хищников - льва. Он наделил властителя животных необычайной
силой. Без всякого труда, одним движением своих могучих лап пригибал царь к
земле могучих быков, и те склонялись к его ногам, как телята. Когда лев
восседал на своем троне, ослы и козы окружали его и услаждали его слух игрой на
арфах и флейтах. Робкие олени и грозные вепри трепетали перед своим владыкой.
Каждый день верные слуги резали для него нескольких поданных и жарили ему на
обед.
Число животных уменьшалось с каждым днем от нападений хищников. Собаки не могли
сохранить стада от царя зверей и его слуг. Дикие звери стали столь дерзкими,
что нападали даже на одиноких путников, проходящих по дорогам. Не довольствуясь
этим, Энки наслал на поля тучи саранчи, и она уничтожила посевы, а бог Уту
сжигал ростки злаков своими беспощадными лучами. На земле наступил голод.
И все-таки богу Энки и богу Энлилю казалось, что людей еще слишком много. Боги
наслали на людей Ирру, и многие тысячи мужчин и женщин, старцев и детей падали
под его стрелами. Целые города пустели, и дома переполнялись трупами. Ни один
врач, ни один заклинатель не могли исцелить заболевших. Но и этого показалось
мало для Энки и Энлиля, и они решили вооружить людей друг против друга. Они
разделили народы, и каждый стал говорить на своем языке. Между странами
начались войны. Народы, жившие прежде в мире, теперь нападали друг на друга,
разоряли города и деревни, угоняли в плен женщин и детей. Тот, кто прежде не
держал в руках оружия, обнажил кинжал против своего собрата и соседа. Тот, кто
никогда не спорил, стал натягивать лук и пускать стрелы в своих
единоплеменников. Свирепый бог Ирра вооружил бедняков против богатых и
униженных против господ. Они стали поджигать храмы и метать огонь во дворцы.
Они поднялись против наместников царя и против самого царя. Сам Энлиль
испугался, когда увидел, как далеко зашла вражда среди людей, и решил
остановить чересчур ревностного Ирру.
- О могучий Ирра! - воскликнул он. - Ты убиваешь больше людей, чем следует, ты
казнишь не только грешника, но и праведного, ты караешь одинаково и сильного и
слабого, и богатого и бедного, и простого человека и царского наместника, и
даже самого царя. Остановись и не истребляй людей до конца.
И вот по приказу Энлиля Ирра прекратил истребление человеческого рода. Но людей
осталось мало, они смирились и уже не смели соперничать с богами. А если
кто-либо из них пытался достичь невозможного и проникнуть в тайны богов,
бессмертные безжалостно смиряли его.
Могучий Этана тщетно пытался овладеть воздушным пространством и взлететь на
четырнадцатое небо. Смелый Адапа, победивший южный ветер, преграждавший ему
путь в далекие заморские страны, не мог сравняться с богами и умер подобно
обыкновенным людям. Даже сам Гильгамеш, про которого говорили, что он на две
трети бог и лишь на одну треть человек, оказался не в силах добиться вечной
жизни.
Боги боялись усиления человеческого рода, и каждый раз, когда он разрастался,
уменьшали его численность, и всякого героя, который слишком выдавался своей
силой и мудростью, безжалостно подавляли.
Так окончился золотой век, и на смену ему пришел серебряный. Новые поколения
людей должны были трудиться в поте лица своего и бороться с бесчисленными
хищниками. Боги ревниво следили за тем, чтобы никто из людей не выделился своей
силой.
Когда людей стало много и богам показалось, что они очень могущественны, боги
наслали на землю потоп. Все города и селения на земле были уничтожены, и только
один человек, мудрый и благочестивый Ут-напиштим, спасся от воли всемирного
потопа со всей своей семьей. Он и положил начало новому поколению людей."
Далеко на юге, посреди Нижнего моря, откуда по утрам
подымается лучезарный Уту, в безбрежных владениях премудрого Энки поднялся из
воды остров Дильмун". Это был счастливый уголок земли. Никогда не
сгущались над ним тучи, чистый прозрачный воздух едва колыхался, и лишь
отдаленный прибой морских волн нарушал тишину. Но земля острова была сухой и
безжизненной. Тогда решил премудрый Энки оживить белые скалы и песчаные холмы и
превратить их в цветущий сад. Он повелел богу Уту извлечь свежие прохладные
воды из земных недр. Уту послушно пронзил своими лучами грудь матери-земли
Нинхурсаг, как охотник пронзает своими стрелами вымя дикой коровы. И вот
могучие скалы раскололись, песчаные дюны расступились, и из трещин хлынули
струи чистой воды, оросившей весь остров. Увлажненная почва покрылась лугами, и
повсюду поднялись деревья и кустарники, образовавшие тенистые рощи. И создал
бог Энки многочисленных животных, бродивших по степям и лесам, и целые стаи
птиц, прятавшихся в расселинах скал и гнездившихся в ветвях. В этой прекрасной
стране царили мир и тишина.
А там, в Дильмуне, ворон не каркает.
Птица "смерти " криков смерти не покрикивает.
Там лев не бьет, Волк ягненка не рвет.
Там собака сторожевая, как козлят стерегут, не знает.
Там свинья зерна не пожирает.
Вдова на крыше солод не расстилает.
Птица небесная тот солод не склевывает.
Там голубь головою не вертит,
Там хворь глазная "я хворь глазная " не говорит.
Там хворь головная "я хворь головная " не говорит.
Там старая "я старая" не говорит.
Там девушка не умывается, водой из окна не плещется.
Там перевозчик "навались " не кричит.
Там страж вокруг зубцов не кружит.
Там певец песнопений не распевает,
Плачей за городом не заводит.
Одним словом, райский остров был населен племенем бессмертных. Внешним видом
напоминали они людей, но обладали вечной жизнью. Они не знали, что такое
болезнь и дряхлость. Среди них не было ни одной вдовы и ни одного вдовца. Они
не знали, что такое головная боль и глазные болезни. Женщина достигала
преклонного возраста, но оставалась юной и свежей. Мужчина становился все
старше и старше, но не чувствовал себя стариком. Девушки не знали, что такое
очищения каждый месяц, женщины не знали, что такое родовые муки.
Ни один обитатель Дильмуна не пересекал реки, обтекающей подземный мир. Ни один
жрец не ходил вокруг покойника, оплакивая его, ни один певец не возглашал
жалобных песен по умершим у стен города, населенного племенем бессмертных. Бог
Энки радостно наблюдал счастливую жизнь своих подданных. Он лежал на своем ложе
из тростника в тихой лагуне на дальнем берегу Дильмуна, и райский остров
простирался перед его глазами."
В стране Дильмун - "чистой",
"непорочной", "светлой" "стране живых", не
знающих ни болезней, ни смерти, - не было пресной воды, столь необходимой для
жизни растений и животных. Поэтому Энки, великий бог воды, приказал богу Солнца
Уту доставить в Дильмун воду с земли. Когда это было исполнено, Дильмун
превратился в божественный сад, где зеленые поля перемежались с цветущими
лугами.
Богиня-мать Нинхурсаг родила, не изведав родовых мук, восемь кудрявых
красавиц-дочерей, и они превратились в прекрасные кусты, покрытые благоухающими
цветами, крупными плодами, налитыми сладким соком. Взглянул на них Энки и
пожелал отведать их сладость.
А Энки затаился в болотах, он в болотах затаился.
Советчику своему Исимуду так он молвит:
- Вот травы, судьбу им я не решу ли?
Что это. что это?
Советчик его Исимуд так ему отвечает:
- Господин мой, это трава лесная, -так он ему отвечает.
Он ее ему срезает, тот ее съедает.
-Господин мой, это "трава медовая", -так он говорит.
Он ее ему срезает, тот ее съедает.
- Господин мой, это "трава семенная ", - так говорит он.
Он ее ему срезает, тот ее съедает.
- Господин мой, это "трава колючая ", - так говорит он.
Он ее ему срезает, тот ее съедает.
- Господин мой. это "трава густая", -так говорит он.
Он ее ему срезает, тот ее съедает.
- Господин мой, это "трава высокая ", - так говорит он.
Он ее ему срезает, тот ее съедает.
-Господин мой, это "трава целебная", -так говорит он.
Он ее ему срезает, тот ее съедает.
Разгневалась богиня-мать Нинхурсаг, увидев, как поедают боги плоть ее любимых
дочерей, и прокляла бога Энки смертельным проклятием. Она призвала на его
голову беды и муки и, произнося самые страшные заклинания, от которых нет
спасения, удалилась от взоров богов и людей и стала невидимой для всего сущего.
Проклятие Нинхурсаг достигло своей цели. Тяжело захворал премудрый Энки. Плоть
и кровь съеденных им плодов проникли смертельным ядом во все его члены. Руки и
ноги бога распухли и окоченели. Страшная боль раздирала его внутренности.
Изнывая от бесконечных мучений, упал он на землю, обливаясь слезами и испуская
вопли.
Сильно горевали боги, глядя на поверженного Энки, но ничем не могли ему помочь.
Даже сам старейшина земли и воздушного пространства, божественный властитель
Энлиль был не в силах утолить нестерпимую боль, мучившую его брата. Только
Нинхурсаг, наславшая на Энки восемь болезней, могла исцелить его. Но где ее
искать? Она скрылась из виду. И вдруг неожиданно открылся путь к спасению.
Самым хитрым из полевых зверей была лисица. Узнав, что все живое на небе,
воздухе и земле охвачено скорбью, что все твари тоскуют при виде мучений
мудрого бога бездны, явилась она в совет великих богов и сказала: - Я могу
найти ее, если вы обещаете меня наградить. Радостно согласились боги принять
услуги хитрого зверя, и лисица пустилась в путь. Она проникла в глубокие
расселины земли и вывела оттуда божественную Нинхурсаг. Уступая мольбам богов,
села старейшая из богинь около неподвижного тела Энки и громким голосом
призвала восемь богов врачевания. И те явились из недр земли, из своих
таинственных жилищ.
- Брат мой, что у тебя болит? - Макушка моя болит.
-"Аба-У"- "отец растений" будет рожден для тебя!
- Брат мой, что у тебя болит? - Волосы мои болят.
- "Нин-сики-ла" - "владыка волос" будет рожден для тебя.
- Брат мой. что у тебя болит? - Нос у меня болит.
- "Нинкируту"- "госпожа, что рождает нос", будет рождена
для тебя.
- Брат мой, что у тебя болит? - Рот у меня болит.
- "Нинкаси " - "госпожа, что рот наполняет ", будет рождена
для тебя.
- Брат мой, что у тебя болит? - Горло мое болит.
- "Нази" - "та, что держит горло в порядке", будет рождена
для тебя.
- Брат мой, что у тебя болит? - Рука у меня болит.
- "Азимуа"- "та, что добрую руку растит", будет тебе
рождена.
- Брат мой, что у тебя болит? - Ребро у меня болит.
- "Нинти" - "владычица жизни-ребра"" будет тебе
рождена.
- Брат мой, что у тебя болит? - Бок у меня болит.
- "Эншаг " - "владыка здорового бока " будет тебе рожден!
Восемь членов божественного тела страдали, и каждый из восьми богов, исцеляющих
болезни, прикоснулся к одному из страждущих членов. Тогда поднялся Энки, живой
и здоровый, и радовались боги его чудесному спасению, и ликовали небо и земля,
и водная бездна, и все обитатели вселенной."